В ближайшее время туротрасль ждет критический кадровый дефицит

City.Travel

Туристическая область в ближайшее время может столкнуться с острым дефицитом квалифицированных специалистов. Особенно явным недостаток кадров будет среди линейного персонала, полагают эксперты. Для решения кадровой проблемы требуется повышать престиж специальности и уровень зарплат сотрудников, а также принципиально менять подход к образованию. По словам  советника президента РСТ по вопросам подготовки кадров в сфере туризма Амбарцума Галустова, необходимо развивать систему ранней профориентации и разрабатывать новоиспеченные удобные форматы дополнительного образования и повышения квалификации.

“Нужно создавать процесс непрерывной профессиональной подготовки по образу “школа-колледж-ВУЗ”. Заниматься профориентацией со школьной скамьи, чтобы люди росли, будучи сопричастными к отрасли. Но это реализуемо лишь в том случае, если эта профессия будет востребована. Пока же ситуация иная — по данным аналитики сайта hh.ru, количество вакансий в профобласти “Туризм, отели и рестораны”, опубликованных работодателями по сравнению с прошлым годом выросло на 44%. Количество резюме, опубликованных соискателями, снизилось на 5%”, — отметил эксперт.

Правящая компания UPRO GROUP в рамках недавно прошедшего форума Career Hospitality Forum, провела исследование об основных трендах в обучении специалистов гостиничного и туристского базара. В нем приняли участие респонденты из 30 городов страны — специалисты, работающие в индустрии, студенты и преподаватели гостиничных и туристских курсов.

Большинство участников исследования отметили, что тренинги и мастер-классы от экспертов отрасли, а также обучение через наставничество являются наиболее эффективными программами для развития карьеры в сфере радушия. При этом больше всего знаний, по мнению респондентов, дает смешанный формат обучения, сочетающий оффлайн- и онлайн-элементы обучения.  55% участников опроса заявили о своей готовности протекать обучение неограниченное количество раз в год. 28% респондентов предпочитают обучаться 2-3 раза в год, и лишь 17% — раз в год.

Среди компетенций и способностей, каких не хватает сотрудникам гостиничной и туристической сферы, респонденты выделили эмоциональный интеллект, стратегическое и креативное мышление, а также навыки управления командой.

О смене системы подготовки кадров для туротрасли сообщал и руководитель комитета РСТ по турагентской деятельности, генеральный директор компании “Сеть Магазинов Горящих Путевок” Сергей Агафонов на стратегической сессии РСТ “Образование и подготовка кадров”. Он заявил, что комплексный подход к образованию специалистов туристической сферы в нашей краю до сих пор не сформирован.

Сейчас высшее образование в сфере туризма в России можно получить в 243 вузах. Ежегодно учебные заведения спускают около 10 тысяч специалистов. Однако, зачастую коммерческим компаниям приходится тратить свои ресурсы на переподготовку выпускников профильных ВУЗов.

“Та модель, какая есть сейчас — не работает. Ее нужно брать за базу, за основу. Но сегодняшнее время требует от нас решительных действий. Ко мне мои агентства от Калининграда до Владивостока всегда обращаются с вопросом, есть ли кадры? Потребность в них колоссальная. Нужно резко увеличивать количество мест, для желающих обучаться по туристическим курсам”, — уверен Сергей Агафонов.

Специалисты туристической сферы на всех уровнях часто не имеют необходимых компетенций, рассказала директор по развитию консалтинговой компании и глава Центра управленческих компетенций BatalovPlus Юлианна Матусевич.  Во многих случаях руководители компаний не обладают фундаментальными управленческими навыками и попросту не знают, как мотивировать персонал работать — это ведет к кадровому оттоку из туристической отрасли. 

“Часто не удается найти психологические ключики к “поколению зуммеров”, выстроить социальные корпоративные программы, для того, чтобы их вычесть. На самом деле рук и голов талантливых среди молодежи огромное количество. Мы работаем с фондами различными и с нашими молодежными организациями, мы видим огромный ресурс в этом поколении, но их необходимо приводить к тем руководителям, которые смогут с ними работать”,отметила Юлианна Матусевич.

При этом, кадровый дефицит в туристической области во многом формируют объективные финансовые причины. Уровень зарплат в сфере туризма — один из самых низких в России. Так, в августе 2022 года посредственная зарплата в сфере гостеприимства составляла в целом по стране 34 тыс. рублей при ожиданиях соискателей в 45 тыс. рублей. В сентябре 2023 года она подросла до 39,9 тыс. рублей при ожиданиях в 50 тыс. рублей. Дефицит кадров в сфере туризма может сделаться критическим уже в ближайшие шесть лет, когда в стране появятся новые отели и курортные зоны, в создание которых сейчас деятельно вкладываются инвесторы. Так, например, проект “Пять морей и озеро Байкал”, предполагает строительство 10 всесезонных курортов на побережье Балтийского, Азовского, Черноволосого, Каспийского и Японского морей, а также на озере Байкал до 2030 года.

О нехватке кадров в туристической отрасли будут сообщать и на предстоящем российском туристическом форуме “Путешествуй!” в Москве с 12 по 16 июня.  В рамках мероприятия  Российский альянс туриндустрии проведет 14 июня в 10:00 в павильоне “Дом молодежи” деловую сессию “Кадровый дефицит и подготовка кадров для области туризма и гостеприимства. Проблемы и пути решения”. Эксперты обсудят соотношение вакансий и соискателей в отрасли туризма, рост конкуренции за кадры, инструменты привлечения работников в область туризма и индустрии гостеприимства, новые модели и инструменты в подготовке и переподготовке кадров, подготовку и сохранение мотивации сотрудников в области и многие другие вопросы.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *