Исследователи карельских петроглифов

City.Travel

Александр Михаилович Линевский (род. в 1902 г.) — беллетрист, историк, археолог, этнограф, фольклорист, кандидат исторических наук, завоёванный работник культуры КАССР, почетный гражданин г. Петрозаводска. С 1929 г. после завершения Ленинградского университета работает в Карелин: вначале в Карельском краеведческом музее и архиве, а затем — в Научно-исследовательском институте цивилизации и Институте языка, литературы и ис­тории Карельского филиала АН СССР. Запоздалее становится профессио­нальным литератором. С 1938 г. он член Союза беллетристов СССР.

А. М. Линевский — автор известной повести «Листы каменной книжки» и трилогии «Беломорье». В I969 г. ему, первому из писателей Карелии присуждена Государственная премия Карельской АССР.

Основные его труды в области археологии: «Петроглифы Карелии» (1939 г.) и «Очерки по истории древ­ней Карелии» (1940 г.). В 1947— 1948 гг. А. М. Линевский провел ра­скопки 170 курганов по р. Оять, дав­шие ценные материалы по эпохе окружений­невековья. Исследования ученого, его постоянная помощь и поддержка бла­готворно сказались на деятельности немало археологов Карелии.

Петроглифы на переходе

Владислав Иосифович Равдоникас (1894—1976 гг.)— один из основопо­ложников советской археологии, член-корреспондент АН СССР, член Нор­вежской Академии наук, профессор. Основные его открытия и исследова­ния связаны с территорией Карелии и Приладожья. Завязались они в 1914 г.

раскопками курганов в верховьях р. Сясь. Первая мировая брань и Ве­ликая Октябрьская революция на время изменили планы начинающего исследователя. Уже будучи военным (артиллеристом), он добровольно всту­пает в Алую Армию, участвует в боях с Юденичем, а вернувшись в родной Тихвин, деятельно включается в советское и культурное строительст­во: возглавляет педагогический техни­кум, сотрудничает в уездной газете, исследует курганы в округах Тих­вина, а затем и юго-восточного При­ладожья, учится в Ленинградском университете, издает две брошюры по истории Тихвинского кромки. Избирается делегатом IX Всероссийского съезда Советов, где слушает выступление В. И. Ленина.

С 1928 г. В. И. Равдоникас тру­дится в крупнейших научных и музей­ных учреждениях Ленинграда — музее антропологии и этнографии, Эрмита­же, Институте истории физической культуры, преподает в Ленинградском университете, где с 1936 по 1949 гг. заведует кафедрой археологии. Впер­вые послевоенные годы заведует Ле­нинградским филиалом Института истории материальной культуры (ны­не отделение Института археологии АН СССР), одновременно возглавля­ет в нем сектор Древней Руси.

В 1930 г. в Стокгольме вышла мо­нография В. И. Равдоникаса «Нор­манны эпохи викингов в Приладожье», какая нанесла первый удар по пози­циям норманизма в археологии, утвер­ждая, что курганы юго-восточного При­ладожья относятся вовсе не нор­маннам, а местному прибалтийско-фин­скому по происхождению населению. Затем, в 1934 г., издается книжка «Памят­ники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Прила­дожье», где рассматривается проблема о происхождении карел. В начале активный участник дискуссии о совет­ской археологии и первобытной исто­рии. Его полемические выступления и статьи содействовали становлению марксистско-ленинской науки о перво­бытном обществе. В 1934 г. ему в чис­ле нескольких ведущих археологов края без защиты диссертации при­суждают ученую степень доктора исторических наук. В 1936—1938 гг. В. И. Равдоникас возглавляет раскоп­ками Оленеостровского могильника на Онежском озере. Крупным лептой в науку явилось его открытие петро­глифов Залавруги в Беломорье. Впер­вые осуществленная В. И. Равдоникасом фундаментальная публикация на­скальных изображений Карелии полу­чила всемирную известность. В числе его основных работ следует назвать и двухтомную «Историю первобытного общества» (ч 1, 1939; ч. П., 1947).

В послевоенные годы В И. Равдо­никас продолжает начатые в 1938— 1940 гг. раскопки Престарелой Ладоги, ко­торые внесли ценнейший вклад в изу­чение древнерусских городов С крышки 50-х годов по состоянию здоровья ученый прекращает активную научную деятельность. Но благотворное влия­ние его идей и трудов сказывается и поныне.

В послевоенные годы интерес к петроглифам заметно ослаб. Нали­чие превосходной публикации создава­ло обманчивое впечатление достаточ­ной полевой изученности монумента, хотя сами исследователи верили в воз­можность новых открытий: «…не сом­неваюсь в том, что последующие изыскания непременно откроют новые группы и, вероятно, новые районы наскальных изображений»,— пророче­ски строчил В. И. Равдоникас в 1935 г. Правоту этого прогноза первым дока­зал он сам год спустя в Беломорье, но вяще активных поисков не вел.

Всплеск интереса к онежским петро­глифам наблюдался в крышке 50-х — начале 60-х годов в связи с новыми попытками их осмысления, в частно­сти с расшифровкой К. Д. Лаушкиным линии композиций методом выявления параллельных сюжетов и образов в наскальных полотнах и эпосе «Кале­вала» или же саамском фольклорном материале. Исследователь неоднократ­но случался у петроглифов, но в своих работах целиком полагался на копии В. И. Равдоннкаса, находя их доста­точно точными и надежными.

Константин Демьянович Лаушкин (род. в 1922 г.)— этнограф и архео­лог, специалист в районы древней идеологии, кандидат исторических на­ук, ученик В. И. Равдоннкаса. Прини­мал участие в раскопках и изучении материалов Престарелой Ладоги. Одна из его основных работ — «Онежское свя­тилище» — отдана петроглифам Онежского озера.

В 60-е гады велись успешные рабо­ты в Беломорье, где в 1963—1968 гг. нами была отворена Новая Залавруга, а в 1969—1970 гг — петроглифы на острове Ерпин Пудас. Они-то и помог­ли отчетливо осознать незавершен­ность полевых трудов на восточном побережье Онежского озера, выявить изъяны существующих публикаций. Эксперимент, накопленный в Беломорье, в дальнейшем как нельзя лучше при­годился и там. Но еще раньше, в 50-е годы, на онежские петроглифы дваж­ды «заглядывал» Г. А. Панкрушев с мишенью обследования уже известных и продолжения поисков новых стоя­нок. В первый раз, в сентябре 1955 г., он как раз от Бесова Носа начинов разведку восточного побережья Онежского озера, а в 1967 г., уже с нашим участием, вновь побывал на Бесовом Носу. Итоги этих реког­носцировочных работ оказались не очень утешительными.

В 1966 г. тут снимался докумен­тальный фильм «По бесовым следам». Поиски новоиспеченных стоянок и петроглифов на восточном побережье Онежского озера возобновились в 1967 г., когда бывальщины выполнены контрольные графит­ные копии, удалось отыскать ряд но­вых изображений на мысах Карецкий Нос и Бесов Нос и отворить несколь­ко стоянок. В следующем году Г. Л. Панкрушев начал их раскопки. Тем же летом онежские петроглифы посетил французский ученый Р.-Л. Нужье, приехавший сюда в сопровожде­нии А. Д. Столяра.

Абрам Давидович Столяр (род. в 1921 г.)— популярный советский ар­хеолог и историк первобытного обще­ства, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой археоло­гии Ленинградского университета им. А. А. Жданова. Ведущая тема его ис­следований — проблема происхожде­ния и развития первобытного искусст­ва. Ученый не раз обращался к архео­логическим материалам Карелии с какой познакомился еще школьни­ком, принимая участие в раскопках Оленеостровского могильника. В соав­торстве с Я. В. Доманским им написа­на увлекательная научно-популярная кни­га «По бесовым следам» (1964 г.). Один нз создателей цветного докумен­тального кинофильма «По бесовым сле­дам». В начале 70-х годов принимает участие в полевых исследованиях беломорских и онежских петроглифов. Регулярно публикует статьи об этих монументах.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *