Техника и стиль китайской живописи Гохуа

City.Travel

Гохуа – это термин для обозначения техники и манера китайской живописи, в которой используются тушь и водяные краски на шёлковых бумагах. Термин был введён в конце XIX – начине ХХ века как противопоставление юхуа — “масляной (или сиянхуа — западной) живописи”, а сама китайская живопись Гохуа и ее техника является возобновлением китайских живописных традиций III – II столетий до н.э.

стиль Гохуа

Последние годы интерес к технике возобновился и стиль переживает на сегодня второе рождение. Существуют различные манеры Гохуа, наиболее популярные два стиля, которые могут искусно переплетаться между собой и на свет появляется натуральный шедевр китайской живописи.

Содержание

Китайская живопись Гохуа – стиль

В живописи гохуа выделяются два основных манера – СЕ И и ГУБНИ. Стиль Се и – “живопись идеи”; в ней ценится символический образ, полет фантазии. Как правило, картины се и пишутся весьма быстро, но при этом ценится прочувствованность каждого штриха и тщательная живопись.

живопись гохуа

Картины в стиле гунби отличаются тщательностью проработки деталей; в этом манере часто пишут портреты, исторические сцены, а также изображаются архитектурные памятники и насекомые. Многие работы выполнены в манере, совмещающем достоинства се и и гунби. В живописи гохуа традиционно существует освященное вековой традицией деление на стили. К наиболее популярным манерам относятся “цветы и птицы”, “горы и воды”, изображения лошадей, а также изображения карпов, креветок, насекомых, бытовые подмостки.

Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, взращенной и отточенной за длинные годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в полотну не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и “энергию”.

В китайской работе обязательно должно одновременно сочетаться: сухое и сырое, большое и малое, длинное и короткое, темное и светлое, частое и редкое.

Се-и включает в себя разные жанры: цветы и птицы, ландшафт, животные, люди. Некоторые китайские художники пишут только орхидеи, или только бамбук, или пионы.

Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских полотнах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа рослых моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.

Техника Гохуа

как рисовать розу, гохуаЧто мы знаем о техники Гохуа? С самого основы китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка. Линия является основой китайского изобразительного искусства. Это роднит китайскую живопись и каллиграфию, какие в Китае развивались в стилистическом единстве и взаимно развивали друг друга.

Связь китайской живописи с каллиграфией и ее ударение на линиях — одна из наиболее отличительных черт китайской живописи. И если в европейских традиционных картинах маслом, в акварелях можно совершенно не заметить линию, то китайская живопись практически не обходится без линии.

Живопись пальцем

Чжитоухуа (сокр. чжихуа) — живопись перстом. Разновидность китайской традиционной живописи, построенная на последовательной и системной замене обычной волосяной кисти пальцем (перстами) художника. Техника живописи пальцем, предполагая строгое следование общим для традиционной живописи канонам письма, строится на последовательной и системной труду подушечкой пальца, ногтем и краем ладони.

техника гохуа

Главную нагрузку несет, как правило, указательный палец, активно участвуют большенный и мизинец, используются и другие пальцы. Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости — подушечкой. Тонкие детали исполняются обыкновенно ногтем мизинца, широкие мазки — подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 перстов, так, например, применение «тушевого расплеска» требует работы одновременно безымянным, средним и большим пальцами. Нередко используется кромка ладони и тыльная сторона пальца. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у искусника чжитоухуа Гао Ципэя).

Упоминание о живописи пальцем встречается в теории и практике уже в VII—VIII вв. (см. трактат Чжан Яньюаня «Лидай мин хуа цзи», 847 г.), утверждение ее как самостоятельной, устойчивой разновидности живописи выходит в конце XVII—начале XVIII в. и связывается с творчеством Гао Ципэя (1672—1734).

В настоящее время национальная живопись гохуа вышла из узких рамок традиционной тематики, последовав за порой. Живопись становится более разнообразной по сюжетам, в ней появляются лирические и жанровые композиции на темы сегодняшнего дня. Современные полотна, исполненные в стиле гохуа, наполняются новым содержанием, живым духом времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *