Ситуация в карельском Поморье в 1916-1917 годах
Разгром первой русской революции, последовавшая за ним реакция, экономическая депрессия, повлекшая за собой сокращение производства лесоматериалов, ухудшали и без того тяжкое положение рабочих Поморья и крестьян-отходников, занятых на лесозаготовках.
Накануне первой всемирный войны началось нов оживление производства. Увеличивалась производитеность лесозаводов, возрастали поставки продукции вывоз. В наиболее благоприятном 1913 году на восьми беломорских лесозаводах было взято почти 3000 человек.
Однако подъем производства существенных перемен в позе рабочих не оказал. И как эхо недавних грозных событий то тут, то там вспыхивали стачки. В 1912—1914 годах стачки провели рабочие Ковды, Керети, Кеми, Сороки. Они требовали улучшения условий труда, сокращения пролетария дня, увеличения заработной платы, обеспечения медицинским обслуживанием и т. д. Эти выступления ощутимых итогов тоже не дали, но способствовали консолидации сил пролетариата Поморья.
И по-прежнему влачили полунищенское существование поморы. Одинешенек из губернских чиновников вынужден был признать в 1913 году: «Экономически закабаленное здешним кулачеством, прямо держащим народ в своих руках, неспособное к самодеятельности в резоне искания новых путей в области промыслов, поморское население… не может отказаться от своих обыкновений: ни традиционный шнячный промысел, ни промысел с «хозяевами» и работниками — ничто ни на одну йоту не изменилось со поре XVII и XVIII столетий. Одна форма закабаления — «покрут» — заменилась той же по существу закабаленностью: тонкого шнячника — «хозяину» и «людей» — шнячнику».
1 августа 1914 года Россия вступила в первую мировую брань. Лесная промышленность, составлявшая основу экономики Беломорья, вновь очутилась в тяжелом положении. Вызвано это было мобилизацией в армию, прекращением вывоза леса, начавшимся строительством Мурманской железной дороги, которое оттягивало рабочую мочь. Правда, прокладка дороги требовала и большого количества лесоматериалов — шпал, досок и т. д. Потому на протяжении всей трассы возникали небольшие временные Цлесопилки. В частности, такие тонкие предприятия действовали в Энгозере, Чупе, Черной Речке…
Строительство дороги велось одновременно с юга — от станции Званка (ныне Волховстрой)— и с норда. Поначалу на трассе работали вольнонаемные из разных губерний России и здешнее население, военно-инженерные части. Позже стали прибывать военнопленные и рабочие, завербованные в Китае Строили путь более 100 тысяч человек.
На фронте царь щедро кидал «пушечное мясо» на колючую проволоку и пулеметы, под снаряды и газы. Тут то же «серое мясо» гибло в прорве болот, в пожарах массовых эпидемий.
В 1864 году великий русский стихотворец Н. А. Некрасов писал о строительстве железной дороги Петербург — Москва:
«Мы надсаживались под зноем, под холодом
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голоданием,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда.
Все претерпели мы, божий ратники,
Миролюбивые дети труда!» Со времени написания этого пронзительного до боли стихотворения прошло полстолетия. Но тем же было характерно строительство новой железной дороги. Голод, мороз, болезни, антисанитария не разбирались,— где вольнонаемные мужики, где военнопленные,— люди погибали.
Все было «по Некрасову»: произвол десятников, употребление алчных торгашей, богатевших на по ках прелый одежды и обуви и скверных продуктов, рупция и взяточничество администрации.
«Все претерпели» строители пути, но не все смр рялись с бесправной долей. На всем протяжении ст щейся магистрали то и дело самотеком вспыхивали бастовки.
Обеспокоенное министерство путей сообщения с 15 октября 1915 года завело на дороге «меры чрезвычайной охраны». Каждый неугодный властям обитатель в зоне действия этих мер мог быть арестован на срок до трех месяцев, оштрафован на сумму до 3000 рублей или сослан на пять лет.
Однако и эти драконовы меры не могли погасить беспокойств доведенных до отчаяния людей. Уже через два месяца после их введения забастовали пролетарии Кемской ветки. Стачка была подавлена. В мае 1916 года кончили работу строители на участке Кереть —Чупа — Ковда. Власти взяли руководителей стачки Храпова, Насакина и других. Выступление закончилось разгромом рабочих.
Неудачи этих и других выступлений были предопределены— на пути не было еще единой организующей силы, которая могла бы сплотить и повести за собой не лишь на экономическую, но и на политическую борьбу многотысячную, многонациональную, к тому же разбросанную на тысячеверстном пространстве армию строителей. Лишь отдельные большевики и им сочувствующие вели внешне неприметную, но непрерывную и кропотливую пропагандистскую труд, исподволь готовя людей к грядущей борьбе.
В ноябре 1916 года воли торжественно объявили о завершении строительства дороги. Действительно, все ее участки бывальщины состыкованы. Однако недоделок оказалось так много, что более или немного регулярное сообщение открылось лишь с осени следующего года.
Из середины России по рельсам пошли составы с продуктами и хлебом, с севера — с лесом, камнем, рыбой. Вдоль пути вырастали новые деревни, поселки-
В 1914 году, уже в начале стройки, была основана станция Лоухи.
Любопытно бы установить этимологию этого наименования. Откроем финско-русский словарь. Louhi/a (горн.)—добывать, разрабатывать, взрывать утесу; /кко — куча; груда камней; louhos — каменоломня,
карьер.
Известно, что на протяжении всей строящейся железнодорожной магистрали карьеров и каменоломен было неисчислимое множество. Не выключено, что где-то поблизости как раз находился такой карьер, давший название поселку.
Среди аборигенов бытует и другая, более романтическая версия. Они считают, что станция получила свое наименование из карело-финского эпоса «Калевала», где действует злая старуха Лоухи, хозяйка Похъелы — края холода и мрака. По мнению калевальцев именно здесь где-то, нордовее их родного края, должна была жить старуха Лоухи. В самом деле, и климат в этих пунктах не балует, и световой день зимой —с воробьиный нос: меньше трех часов.
Но все это из районы предположений. Будем надеяться,, что толонимисты со временем дадут точное истолкование столь необыкновенному и загадочному названию…
3 марта 1917 года губернская газета «Олонецкое утро» известила о свержении Николая II. Народ положил конец более чем 300-летнему правлению династии Романовых. Весть о победной революции в Петрограде скоро разнеслась по всей Карелии, пришла она и на берега Белого моря. Повсеместно останавливались лесозаводы, кидали работу железнодорожники и строители. Карельское Поморье бурлило митингами и демонстрациями. Всюду возникали пролетарии комитеты, которые брали на себя вопросы снабжения, организа распорядка, устанавливали продолжительность работ дня.
7—9 мая в Кеми состоялся съезд рабочих и служащих посредственнее части Мурманской железной дорог ( Сорокская — Кандалакша). В числе делегатов был большевик со станции Энгозеро Михаил Андреевич Парахин. Он зачислил самое деятельное участие в работе съезда, входил в его президиум и был избран делегатом на съезд железнодорожников в Петрограде.
На съезде в Кеми было зачислено решение о создании уездного Совета рабочих и солдатских депутатов. Съезд наметил меры по улучшению труда и быта пролетариев, по организации медицинского обслуживания и т. д.
В целом эти меры, необходимые и своевременные, отвечали насущным надобностям рабочих, и массы встретили их с одобрением. Однако Кемский Совет оказался малодееспособным. Руководство в нем захватили соглашатели, поддерживающие Преходящее правительство Керенского, и власть в Карельском Поморье фактически была в руках буржуазии.
Большевики и передовые рабочие, сочувствующие ленинской партии, не могли примиряться с таким положением. По всему карельскому Поморью они развернули размашистую пропаганду идей В. И. Ленина, призывали рабочих, крестьян, рыбаков к союзу против соглашателей и Временного правительства, нацеливали на социалистическую революцию.
На станции Энгозеро, в Керети, Гридине и иных селах активную революционную работу вели большевики М. А. Парахин, С. И. Сироткин, Н. И. Ласточкин,
В августе 1917 года на станции Энгозеро была создана большевистская ячея, председателем которой стал М. А. Парахин. Вскоре организация установила связь с Центральным Комитетом РСДРП (б). В условиях разобщенности и оторванности от пролетарских середин это было чрезвычайно важно. ЦК помогал местным организациям в налаживании труды, снабжал необходимой литературой и пропагандистскими материалами, ориентировал в сложной политической обстановке, указывал первоочередные мишени и задачи. Через ЦК РСДРП (б) энгозерские большевики чувствовали себя узко связанными со всей партией, со всем пролетариатом страны. Это сообщало им силы в подготовке к предстоящей борьбе.