Прадо в Мадриде
Прадо – музей с состоятельной коллекцией и не менее богатой историей, начавшейся в эпоху правления Габсбургской династии. Основные фонды музея составляют созданья искусства, собираемые правящей династией на протяжении нескольких веков: крупные подборки работ прославленных испанских и европейских художников, собрания скульптур разных эпох, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое. Творчество Веласкеса, Гойя, Рубенса и Эль Греко представлено в экспозициях Прадо таким числом полотен, равное которому трудно найти среди всех мировых музеев.
История создания
Предпосылки к созданию в Мадриде музея показались еще в 17 веке, когда многие именитые художники и королевские министры ходатайствовали перед испанскими монархами о создании заведения, где можно было бы размещать частные собрания изобразительного искусства. В 1757 году Фердинанд VI с подачи своей супруги Барбары Браганса решил создать художественный музей, но спустя год королева скончалась, а сам Фердинанд впал в такое отчаяние, что пережил жену всего лишь на год. Его преемник Карл III также желал видеть в Мадриде музей, но не художественный, а посвященный природным наукам. Для этого в 1775 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать подходящее здание (нынешний музей Прадо), но дожить до завершения стройки королю так и не довелось.
Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских армий, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению грядущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В дому Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими армиями. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был отворён Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала итого три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была импозантная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.
В дальнейшем коллекция музея продолжалась расширяться самыми различными путями. Так, например, в годы Первой карлистской войны в Прадо были направлены собрания из различных дворцов в округах Мадрида, в число которых входили и предметы искусства из Эскориала. После свержения с престола в 1868 году королевы Изабеллы II собрания Королевского музея живописи подверглись национализации. В 1872 году в фонды музея были добавлены коллекции упраздненного музея Тринидад, в каком несколько десятилетий хранились сокровища и произведения искусства, изъятые у монастырей во время так называемой конфискации Мендисабаля в 1830-40-х годах. После слияния собраний учреждение получило название Музей живописи и скульптуры, и только в мае 1920 года оно было переименовано в Национальный музей Прадо.
К этому моменту фонды музея существенно возросли за счет новых приобретений и частных пожертвований, в связи с чем здание музея уже перенесло несколько преобразований в начале 20 столетия, за которыми последовали новые перестройки в 1920-30-х годах. В 1936 году директором музея Прадо был избран Пабло Пикассо, популярность и авторитет которого помогли спасти основную часть коллекции музея в годы Гражданской войны, когда экспонаты удалось тайком эвакуировать в Женеву. В послевоенные годы музей вновь перенес ряд расширений, а также со временем получил в распоряжение два раздельно стоящих здания: Касон дель Буэн Ретиро и Салон де Рейнос. Туристический бум, начавшийся в конце 20 столетия, породил новые изменения в облике музея, который за последние десятилетия был существенно модернизирован и обрел несколько новоиспеченных выставочных пространств.
Архитектура
В наши дни музей Прадо являет собою комплекс зданий, расположенных в центре Мадрида. Основным строением музея считается здание, созданное в конце 18 – начале 19 века прославленным архитектором эпохи Просвещения, Хуаном де Вильянуэва. Первоначальное постройка было неоднократно изменено при плановых расширениях музейного пространства в разные годы 19-20 века, но основная композиционная доля проекта Вильянуэвы все еще отчетливо просматривается. Центральная часть здания соединена длинными галереями-крыльями с боковыми пристройками с нордовой и южной стороны. Пристройки выполнены в виде квадратных павильонов, увенчанных купольными сводами. За годы войны с Наполеоном дом получило немалый ущерб, устранять который в 1814 году поручили главному архитектору Мадрида, Антонио Лопесу Агуадо, обучавшемуся недосуг у Вильянуэвы архитектурному ремеслу.
Последующий быстрый рост музейных коллекций постоянно требовал преобразований и расширений дома, первое из которых состоялось в середине 19 века под руководством Нарцисо Паскуаля Коломера. В 1882-85 годах труды с северным фасадом проводил Франсиско Хареньо-и-Алакорн, который также создал монументальную лестницу из шести пролетов и отдельные павильоны с задней сторонки здания. Целый ряд достроек ожидал музей в первой половине 20 века: в 1911-13 и 1914-21 годах, 1925, 1943, 1946 годах. В 1956 году музейное пространство пополнилось 16-ю новоиспеченными залами, благодаря расширению, которое спроектировали и выполнили Фернандо Чуэка Гойтия и Мануэль Лоренте. В 1971 году в состав музея было передано дом Касон дель Буэн Ретиро, бывший бальный зал дворца Буэн Ретиро. Это компактное строение 17 столетия с нарядным неоклассическим фасадом с 1997 по 2007 годы находилось на реконструкции, в ходе которой в здании появились два новоиспеченных подземных этажа.
Самым необычным зданием музейного комплекса Прадо является так называемый Куб Монео, современное авангардное постройка архитектора Рафаэля Монео. Его строительство было завершено в 2007 году, в результате чего музей получил самое крупное расширение выставочного пространства за всю историю существования – свыше 15 тыс. кв. метров. Открытие корпуса Монео, связанного подземным переходом со домом Вильянуэва, позволило музею оборудовать 4 новых зала для временных выставок, конференц-зал и лекционные аудитории, рестораны, лавки, кассы. В одном из залов нового корпуса из аутентичных архитектурных элементов воссоздана часть галереи старинного монастыря Св. Иеронима. На ближайшие годы намечена реконструкция еще одного исторического здания – Зала королевств (Салон де Рейнос), которое было выстроено в 30-х годах 17 столетия. Многие годы здание было домом для Музея оружия, но несколько лет назад Министерство культуры приняло решение о передаче постройки в ведение музея Прадо. В здании хорошо сохранились потолочные и настенные росписи, орнаментальные украшения комнат, в каких после завершения восстановительных работ планируют разместить тематические художественные выставки.
Экспозиции
Коллекция музея весьма пространна (свыше 8,5 тысяч картин и 700 скульптур) и по праву может гордиться наличием всемирно известных созданий искусства, созданных в разные века испанскими и европейскими творцами. Первоначальные основы музейного собрания формировались исходя из вкусов и предпочтений испанских государей 16-17 века, поэтому некоторые периоды искусства представлены в экспозициях менее ярко, чем другие. Основные коллекции музея в наше пора упорядочены по 7 тематическим разделам.
- Испанские мастера по 17 век
В данном разделе находится свыше 2 тысяч картин, охватывающих этап от 12 до конца 17 века. Здесь можно увидеть, как романские росписи часовни Мадеруэло, так и работы ведущих испанских живописцев эпохи Ренессансы: Хуана де Фландеса, Луиса де Моралеса, Эль Греко, Рибера, Мурильо, Переда и прочих. Отдельного внимания заслуживает экспозиция трудов Веласкеса, ведь Прадо принадлежит почти половина всех его картин, которые известны на сегодняшний день. Помимо этого в разделе представлены образчики основных жанров художественного искусства в стране той эпохи, от религиозной живописи до натюрморта или придворной портретной живописи.
- Итальянские и французские мастера по 17 век
В этом разделе представлены полотна, которые в основном созданы в период 1400-1699 годов. Выставочные залы итальянского искусства пестрят именами выступающих художников: Тинторетто, Рафаэль, Веронезе, Фра Анджелико, Боттичелли, Караваджо. Коллекция французского искусства менее обширна из-за особенностей политической обстановки между Францией и Испанией в 16-17 столетиях, но также заслуживает внимания из-за наличия прекрасных работ Николя Пуссена, Жоржа де ля Тура, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Клода Верне и иных.
- Фламандские мастера и северные школы
Одна из крупнейших мировых коллекций фламандской живописи была собрана королями Испании из династии Габсбургов, когда престарелые Нидерланды находились под их властью. Свыше 1 тысячи картин представлены в экспозициях данного раздела, среди которых можно увидать обширную коллекцию работ Босха, полотна Питера Брейгеля Старшего, Ван Дейка, Ганса Мемлинга, Ван дер Вейдена, Рембрандта и немало других. Рубенса, любимого художника испанского короля Филиппа IV, нередко называют «Королем музея», ведь в Прадо хранится 90 полотен этого прославленного живописца.
- Живопись 18 века и творчество Гойя
Данный раздел, насчитывающий около 1 тысячи полотен, составляют европейские мастера из Испании, Италии, Франции, Германии и Англии. Небольшое количество картин представляет в выставках и иные страны, такие как Америка, Польша, Россия и прочее. Ключевой фигурой испанского искусства 18 века является Франсиско Гойя, творчество какого освещено в экспозициях музея Прадо очень полно и разносторонне, от гобеленовых досок для Королевской мануфактуры до собрания полотен, рисунков и личных писем.
- Живопись 19 века
Данный раздел является одновременно и самым обширным по числу картин, и самым малоизвестным, поскольку до 2007 года основная часть коллекции выставлялась сначала в Музее нынешнего искусства, а затем в здании Касон дель Буэн Ретиро. В 2009 году наиболее выдающиеся полотна этой собрания были помещены в экспозиции в здании Вильянуэва. Здесь можно увидеть картины позднего периода Гойя, собрание трудов Хоакина Сорольи, Аурелиано де Беруэте и других.
- Рисунки, гравюры и фотография
Раздел сформирован из огромного числа экспонатов: свыше 9 тысяч рисунков, возле 6 тысяч гравюр и 10 тысяч фотографий, собранных различными музеями и частными коллекционерами в 19-20 веках. Экспозиции упорядочены по нескольким подразделам в подневольности от страны происхождения, художественного стиля и других аспектов.
- Скульптура и декоративно-прикладное искусство
Коллекцию скульптур музея Прадо составляют свыше 900 созданий разных эпох, начиная от греко-римского периода и заканчивая 19 веком. Древние скульптуры, особенно римского генезисы, в свое время приобретались испанскими королями для украшения загородных поместий и резиденций. Яркими образцами искусства древнеримского этапа является скульптурная группа «Орест и Пилад», а также скульптура Апофеоз Клавдия. Эпоха Возрождения представлена в экспозициях трудами Джамболоньи, Бандинелли, Помпео Леони. В коллекцию декоративного искусства включены разнообразные предметы: гобелены, ювелирные изделия, меблировка, столовое серебро, керамика, фаянс, фарфор, доспехи, веера и многое другое.
Посещение
- Прадо можно побывать бесплатно, если спланировать свой визит так, чтобы попасть в музей за 2 часа до закрытия.
- Стандартный билет – 15€; скидка 50% работает для людей преклонного возраста после 65 лет и многодетных семей. Билет за 22€ дает право посетить музей 2 раза в различные дни.
- Свободный вход в Прадо разрешен для: детей до 18 лет, студентов от 18 до 25 лет, людей с ограниченными физическими возможностями.
- Аудиогид для основных собраний – 4€ (есть русская версия), для временных выставок – 3,50€ (только испанский и английский язык).
Время труды музея: понедельник-суббота – с 10 до 20, воскресенье и праздники – с 10 до 19.
Адрес музея: Калле Руис де Аларкон 23, Мадрид 28014.
Веб-сайт: museodelprado.es
Т: +34 91 330 2800
Здоровые ссылки для туристов:
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новоиспеченных городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на различные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и портмоне лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.