Начальная стадия изучения карельских петроглифов
В 1850 г. в «Известиях Российского географического общества» появилась небольшая статья П. Г. Шведа «Крестовый и Перий мысы» с одним листом рисунков. В ней ничего не говорится о самом открытии «резьб на камне, не упоминается и имя К. Гревнигка. Бывальщины ли они знакомы и знал ли П. Швед о работах молодого исследователя, не ясно. Из признаний самого К. Гревиигка вытекает, что именно статья П. Шведа побудила его «отдать отдельно в печать ту доля ненапечатанного отчета, где речь идет об этих группах картин, чтобы историки смогли высказать немало обоснованную и определенную точку зрения о происхождении и возрасте этих притягивающих внимание памятников». Возможно, сказалось желание отстоять приоритет своего открытия или же немало обстоятельно рассказать о загадочных рисунках.
Упомянутые извещения долго оставались основными печатными источниками о монументе, весьма наивно толкующими сами рисунки как буквальное отражение событий охотничьей существования, имевших здесь место. К. Гревнигк, например, писал: «По всей вероятности, эти группы полотен происходили от охотников, которые частично на память о своей охоте, добыче, облике дичи, ее количестве, о направлениях движения перелетных птиц и красной дичи, о способах проведения охоты и частично в честь своего господа охоты и рыбной ловли, прилагая немало труда, в течение длительного поре выполняли здесь работы по вырезыванию на камне, которые сохранились тут через столетия и, вероятно, сохранятся еще тысячелетия…»
П. Шведу рисунки тоже представлялись высеченными неизвестною рукою и в неизвестное время. Он ставил их в связь «с финскими преданиями о Вяйнимёйнене», а среди выбивок находил не представленные в реальности изображения зеркала, циркули и пилы. П. Швед допускал, что некогда гораздо ближе к Онежскому озеру могло обитать «племя самоедов», но основывать подобного рода памятники, прокладывающие путь и к искусству, и к письменности они, по его думы, не могли, поскольку находились еще «на самой низкой ступени умственного развития».
Как это ни удивительно, в таком же духе выдержаны и более поздние объяснения известного историка, исследователя русского фольклора и древнерусской письменности Е. В. Барсова (1836—1917), видимо, бывавшего на петроглифах. Он тоже, принимая во внимание «низенький уровень нравственного развития живших здесь финских племен», находил, что такие изображения, свидетельствующие о более или менее развитой мифологии, не могли относиться аборигенам, а должны быть приписаны более развитому новгородскому племени, обитавшему тут «в отдаленную эпоху языческую».
Н. С. Шайжни, историк и фольклорист, деятельный краевед, преподававший в Петрозаводске с 1906 по 1912 г., строчил еще более определенно: «По нашему мнению, бесоносовские скалы с насечками на них языческой и христианской древности бывальщины несомненно местом умилостивительных жертвоприношений и молитв со стороны как лопарей и чуди, так и проезжающих мимо новгородских ушкуйников».
Природно, что далекими от действительности оставались и объяснения неграмотных крестьян, дошедшие до нас благодаря подтверждению К. Гревнигка: «В народе ходит легенда, будто много- м ного лет назад тут обитали черт и его жена (бес и бесиха), и они удостоверили свое пребывание тут в странных фигурах на скале. Но тут пришел живой Христос и истинная вера, и он якобы поставил кресты на дьявольских полотнах. Злые духи должны были немедленно уйти: они хотели, пускаясь в путь, взять с собой на память о своем любимом месте доля скалы, но при выполнении своего намерения они обрушились вместе с блоком утесы… в озеро и утонули».
Подобную легенду записал и П. Швед: «Бес и бесиха, изнеженные супруги, жили на берегу своим хозяйством; вдруг почему-то бес вздумал перетащить свой дом подальше и, свив веревку, поташил мыс в озеро; но, вероятно, это превышало его мочи: он успел оторвать только одни угол, который с ним вместе и упал в воду…»
Встреченные с заинтересованностью сообщения П. Шведа и К. Гревиигка не раз использовались в научной и справочной литературе, так в книге П. Семенова «Географический и статистический словарь Российской империи» (1862 г.); Ю. Аспелин дает рисунки К. Гревнигка в своем популярном атласе финио-угорских древностей (1877 г). На них ссылаются Г. Спасский и иные. Правда, никто из них не смог глубже вникнуть в сам памятник, лучше постичь его. Напротив, увеличивалось число курьезов и домыслов. Да и широкой известности наскальные изображения Онего в первое пора все же не получили. Ни словом не упоминает о них известный этнограф Н. Харузии, приехавший в Пудожский уезд летом 1887 г. для изучения Древних обрядов и верований. Он плачется на то, что Пудожский край—наименее изученный в Оленецкой губернии и не привлекает внимания ученых. Исследуя отрыжки ряда верований, Н. Харузин ищет их истоки в глубокой древности, но ни разу не упоминает петроглифы даже при рассмотрении проблемы о культе птицы. Видимо, не знал о рисунках и А. А. Шахматов, будущий стягутый филолог и историк русской культуры, побывавший в Пудожском уезде еще ранее, в июне 1886 г.
Однако со временем значимость олонецких резьб на камне осознается все бездоннее, чему способствуют открытия новых петроглифов и писаниц.
Пока их было популярно мало, все они оставались в поле зрения исследователей и при каждом обращении к тому или другому конкретному памятнику — только что открытому или уже известному— использовались как сопоставительный материал. Так было пустотеложено начало изучению онежских петроглифов. Активное участие в нем зачислили краеведы и ученые, как отечественные, так и зарубежные.
Первые фотографии онежских петроглифов, судя по извещению К. М. Петрова, известного и разностороннего олонецкого краеведа, историка и библиографа, бывальщины сделаны в 1880 г. олонецким гражданским губернатором Г. Г. Григорьевым, принявшим участие в гидрологическом исследовании Онежского озера на пароходе «Ладога». Тогда же бывальщины сняты планы бухт и устьев рек, в частности устья Водлы и Черноволосой. Правда, в официальном отчете 1880 г., из которого и взяты сведения о гидрологических трудах, о петроглифах ничего не сказано. Не найдены и упомянутые планы.
Следует припомнить и о малоизвестных еще работах шведского археолога Г. Хальстрема. Возвращаясь в 1910 г. из другой поездки по «русской Лапландии», он предпринял «по возможности обширное» исследование онежских петроглифов, но сквозь некоторое время по семейным обстоятельствам прервал работу и возвратился к ней не так скоро, как предполагал,— лишь в 1914 г. Сейчас он прибыл на Бесов Нос уже не один, а в сопровождении М. Биркита из Кембриджа и Б. Шнитгера из Стокгольма. Но и на этот раз труды прекратились до их завершения. Началась первая мировая война, исследователь и его попутчики вынуждены были срочно возвратиться на родину. И тем не менее во пора двух посещений Г. Хальстрем проделал большую и трудоемкую работу — произвел «калькировку» 412 фигур, скопировав 7 групп с 25 подгруппами. Она сопровождалась и фотографированием петроглифов.
Огромный иллюстратинный материал предназначался к прессы: о подготовке его к изданию упоминалось в научной литературе. Но другие «задачи и долги» помешали исследователю, а затем в I936 г. вышел первый том публикации В. И Равдоникаса какую Г. Хальстрсм нашел прекрасной и чрезвычайно достойной похвалы работой, изданной с завидной стремительностью и заставившей его вовсе отказаться от прежнего замысла. Только небольшая часть снимок Г. Хатьстрсма опубликована вначале М. Биркитом в его труде по «Доистории Европы» (1925 г.), а затем уже и им самим в изысканье, посвященном наскальным рисункам Швеции (1960 г), где он поместил лишь изображения, сделавшиеся музейными экспонатами и не вошедшие в труд В. И. Равдоннкаса.
В целом в дореволюционные годы наблюдались отдельный успехи в полевом и теоретическом изучении онежских рисунков, но все же они оставались полузабытым, неопубликованным материалом, не отыскавшим своего постоянного исследователя. По словам крупнейшего русского археолога Л. А. Спицына, «никого не манил этот обрывочный, слабый и трудный для понимания материал». Лишь в годы Советской воли пробуждается подлинно научный интерес к древностям Севера, в том числе и к петроглифам.