Каким будет новый отраслевой закон?

City.Travel

Ключевая задача новоиспеченного закона о туризме – реформирование финансовых гарантий, поскольку ныне действующая система не отвечает современным реалиям базара и не позволяет туристам в случае банкротства туроператора получать сколь-нибудь значительную компенсацию. Об этом глава Ростуризма Зарина Догузова рассказала в интервью РБК.

Напомним, готовящийся закон – не инициатива социальных организаций или Ростуризма, это плановый, правительственный документ, у него есть точные сроки реализации. В начале 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением утвердил план законопроектной деятельности правительства на 2021 год. В нем кушать и новый закон «О туризме и туристской деятельности в РФ». Ростуризм должен представить документ правительству не позднее декабря 2021 года, в Госдуму – не запоздалее марта 2022 года.

Ростуризм планирует создать такую систему финансовых гарантий, которая в случае банкротства туроператора гарантировала бы туристу не только его вывоз из другой страны, но и гарантированную фиксированную выплату. «Размер еще определяется, но сейчас мы видим сумму 40 тыс. рублей на человека – столько любой турист должен иметь право получить в случае банкротства туроператора. 40 тыс. рублей – это средняя стоимость пакетного тура на человека на массовом пляжном курсе отдыха в России и за рубежом», – сказала Зарина Догузова.

Таким образом, по ее словам, в сегменте массовых бюджетных туров в России и за рубежом люд будут получать практически стопроцентную компенсацию.

Гарантировать сумму предполагается благодаря реформе всей системы финансовых гарантий и созданию вместо существующих ФПО фонда коллективной ответственности туроператоров. Выплаты в этот фонд туроператор будет мастерить за каждого туриста как по выездным, так и по внутрироссийским направлениям. При этом сумма взносов по внутреннему туризму будет очевидно ниже – в мочь меньших рисков

«Чтобы в случае одновременного банкротства двух-трех туроператоров каждый турист смог гарантированно получить по 40 тыс. рублей, в фонде коллективной ответственности надлежит быть примерно 5 млрд рублей, – пояснила г-жа Догузова. – Соответственно, чтобы за несколько лет накопить такой фонд, для туроператора выездного туризма выплата за одного туриста должна составлять образцово 250 рублей – в целом за поездку».

Ростуризм также прорабатывает вариант, при котором государство сможет докапитализировать этот фонд в счет дальнейших выплат туроператоров, если в нем не очутится требуемой суммы. Так это работает в ряде стран.

Предварительные предложения Ростуризма по реформе фингарантий уже внесены в правительство. Нормативная обвязка сформулирована в проекте новоиспеченного закона о туризме.

«Платить будет туроператор. Не думаю, что это приведет к сколько-нибудь значимому удорожанию туров и станет избыточной или добавочной нагрузкой на бизнес. Туроператоры, которые работают по-честному и не занижают свои обороты, платят сейчас в существующие фонды вяще. А предлагаемая система придет на замену, а не в дополнение, и охватит все направления туризма», – пояснила глава Ростуризма.

По словам Зарины Догузовой, реформа системы фингарантий предварительно обсуждалась с рядышком крупных туроператоров, которые занимаются массовыми направлениями – Россией, Турцией, Египтом и другими. «Наши предложения бывальщины в целом поддержаны. Еще предстоят общественные и экспертные обсуждения, мы готовы дорабатывать наши предложения. Процент людей, какие пострадали от банкротств туроператоров, в целом небольшой относительно общего количества организованных туристов – это менее 1% от их всеобщего числа. Тем не менее, наша задача – их защитить», – сказала глава ведомства.

Одновременно Зарина Догузова признала проблему с прозрачностью предоставляемых сейчас туроператорами сведений о своих обязательствах. Это может воспрепятствовать наполнению будущего коллективного фонда, поэтому, помимо нормативной базы, нужна будет еще и информационная система для контроля – некий вариант маркировки туров, какой обеспечит прозрачность и гарантирует возврат средств.

По ее словам, речь идет о возвратах именно по турам, которые формирует туроператор. Ныне по действующему закону турпродукт – это только гостиница плюс транспорт. И это дает возможность фактически заниматься туроператорской деятельностью, де-юре не являясь туроператором: не оформлять для этой деятельности страховки и не уплачивать взносы.

«Торгуют, например, гостиницу плюс экскурсию, в том числе по зарубежным направлениям. В новом законе мы сформулируем, что турпродукт – это проживание плюс любая иная туруслуга, и не обязательно только транспорт. Мы хотим создать прозрачную систему взаимоотношений между государством, туроператорами и туристами – выгодную и удобопонятную всем, чтобы у бизнеса не было соблазна занижать обороты или дробить турпродукты», – сказала она.

Проект «Электронной путевки» в его нынешнем облике к разрабатываемой системе фингарантий применить трудно, говорит глава Ростуризма, так как в путевке не заложен механизм контроля.

«Законопроект об электронной путевке, скорее итого, будет рассматриваться во втором чтении уже в следующем году. Свои поправки к нему мы сформулировали и сейчас обсуждаем их на площадке Госдумы. В нынешнем облике «Электронная путевка» – это государственная информационная система по сбору статистики. Такая система, конечно, нужна Ростуризму, но она вряд ли разрешит задачу контроля за сохранностью средств туристов», – пояснила Зарина Догузова.

В ведомстве считают, что «Электронная путевка» должна быть даровой для отрасли, так как она решает сугубо государственную задачу по сбору данных с отрасли. «Логично делать это за счет государства, а не бизнеса и туристов. Профильный комитет Госдумы нас в этом поддерживает. Денежки на эксплуатацию системы мы заложили в бюджете», – пояснила глава Ростуризма.

Источник: https://ratanews.ru/news/news_28122021_3.stm

Поделитесь с товарищами:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *