Исследователи карельских петроглифов
Александр Михаилович Линевский (род. в 1902 г.) — беллетрист, историк, археолог, этнограф, фольклорист, кандидат исторических наук, завоёванный работник культуры КАССР, почетный гражданин г. Петрозаводска. С 1929 г. после завершения Ленинградского университета работает в Карелин: вначале в Карельском краеведческом музее и архиве, а затем — в Научно-исследовательском институте цивилизации и Институте языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР. Запоздалее становится профессиональным литератором. С 1938 г. он член Союза беллетристов СССР.
А. М. Линевский — автор известной повести «Листы каменной книжки» и трилогии «Беломорье». В I969 г. ему, первому из писателей Карелии присуждена Государственная премия Карельской АССР.
Основные его труды в области археологии: «Петроглифы Карелии» (1939 г.) и «Очерки по истории древней Карелии» (1940 г.). В 1947— 1948 гг. А. М. Линевский провел раскопки 170 курганов по р. Оять, давшие ценные материалы по эпохе окруженийневековья. Исследования ученого, его постоянная помощь и поддержка благотворно сказались на деятельности немало археологов Карелии.
Владислав Иосифович Равдоникас (1894—1976 гг.)— один из основоположников советской археологии, член-корреспондент АН СССР, член Норвежской Академии наук, профессор. Основные его открытия и исследования связаны с территорией Карелии и Приладожья. Завязались они в 1914 г.
раскопками курганов в верховьях р. Сясь. Первая мировая брань и Великая Октябрьская революция на время изменили планы начинающего исследователя. Уже будучи военным (артиллеристом), он добровольно вступает в Алую Армию, участвует в боях с Юденичем, а вернувшись в родной Тихвин, деятельно включается в советское и культурное строительство: возглавляет педагогический техникум, сотрудничает в уездной газете, исследует курганы в округах Тихвина, а затем и юго-восточного Приладожья, учится в Ленинградском университете, издает две брошюры по истории Тихвинского кромки. Избирается делегатом IX Всероссийского съезда Советов, где слушает выступление В. И. Ленина.
С 1928 г. В. И. Равдоникас трудится в крупнейших научных и музейных учреждениях Ленинграда — музее антропологии и этнографии, Эрмитаже, Институте истории физической культуры, преподает в Ленинградском университете, где с 1936 по 1949 гг. заведует кафедрой археологии. Впервые послевоенные годы заведует Ленинградским филиалом Института истории материальной культуры (ныне отделение Института археологии АН СССР), одновременно возглавляет в нем сектор Древней Руси.
В 1930 г. в Стокгольме вышла монография В. И. Равдоникаса «Норманны эпохи викингов в Приладожье», какая нанесла первый удар по позициям норманизма в археологии, утверждая, что курганы юго-восточного Приладожья относятся вовсе не норманнам, а местному прибалтийско-финскому по происхождению населению. Затем, в 1934 г., издается книжка «Памятники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Приладожье», где рассматривается проблема о происхождении карел. В начале активный участник дискуссии о советской археологии и первобытной истории. Его полемические выступления и статьи содействовали становлению марксистско-ленинской науки о первобытном обществе. В 1934 г. ему в числе нескольких ведущих археологов края без защиты диссертации присуждают ученую степень доктора исторических наук. В 1936—1938 гг. В. И. Равдоникас возглавляет раскопками Оленеостровского могильника на Онежском озере. Крупным лептой в науку явилось его открытие петроглифов Залавруги в Беломорье. Впервые осуществленная В. И. Равдоникасом фундаментальная публикация наскальных изображений Карелии получила всемирную известность. В числе его основных работ следует назвать и двухтомную «Историю первобытного общества» (ч 1, 1939; ч. П., 1947).
В послевоенные годы В И. Равдоникас продолжает начатые в 1938— 1940 гг. раскопки Престарелой Ладоги, которые внесли ценнейший вклад в изучение древнерусских городов С крышки 50-х годов по состоянию здоровья ученый прекращает активную научную деятельность. Но благотворное влияние его идей и трудов сказывается и поныне.
В послевоенные годы интерес к петроглифам заметно ослаб. Наличие превосходной публикации создавало обманчивое впечатление достаточной полевой изученности монумента, хотя сами исследователи верили в возможность новых открытий: «…не сомневаюсь в том, что последующие изыскания непременно откроют новые группы и, вероятно, новые районы наскальных изображений»,— пророчески строчил В. И. Равдоникас в 1935 г. Правоту этого прогноза первым доказал он сам год спустя в Беломорье, но вяще активных поисков не вел.
Всплеск интереса к онежским петроглифам наблюдался в крышке 50-х — начале 60-х годов в связи с новыми попытками их осмысления, в частности с расшифровкой К. Д. Лаушкиным линии композиций методом выявления параллельных сюжетов и образов в наскальных полотнах и эпосе «Калевала» или же саамском фольклорном материале. Исследователь неоднократно случался у петроглифов, но в своих работах целиком полагался на копии В. И. Равдоннкаса, находя их достаточно точными и надежными.
Константин Демьянович Лаушкин (род. в 1922 г.)— этнограф и археолог, специалист в районы древней идеологии, кандидат исторических наук, ученик В. И. Равдоннкаса. Принимал участие в раскопках и изучении материалов Престарелой Ладоги. Одна из его основных работ — «Онежское святилище» — отдана петроглифам Онежского озера.
В 60-е гады велись успешные работы в Беломорье, где в 1963—1968 гг. нами была отворена Новая Залавруга, а в 1969—1970 гг — петроглифы на острове Ерпин Пудас. Они-то и помогли отчетливо осознать незавершенность полевых трудов на восточном побережье Онежского озера, выявить изъяны существующих публикаций. Эксперимент, накопленный в Беломорье, в дальнейшем как нельзя лучше пригодился и там. Но еще раньше, в 50-е годы, на онежские петроглифы дважды «заглядывал» Г. А. Панкрушев с мишенью обследования уже известных и продолжения поисков новых стоянок. В первый раз, в сентябре 1955 г., он как раз от Бесова Носа начинов разведку восточного побережья Онежского озера, а в 1967 г., уже с нашим участием, вновь побывал на Бесовом Носу. Итоги этих рекогносцировочных работ оказались не очень утешительными.
В 1966 г. тут снимался документальный фильм «По бесовым следам». Поиски новоиспеченных стоянок и петроглифов на восточном побережье Онежского озера возобновились в 1967 г., когда бывальщины выполнены контрольные графитные копии, удалось отыскать ряд новых изображений на мысах Карецкий Нос и Бесов Нос и отворить несколько стоянок. В следующем году Г. Л. Панкрушев начал их раскопки. Тем же летом онежские петроглифы посетил французский ученый Р.-Л. Нужье, приехавший сюда в сопровождении А. Д. Столяра.
Абрам Давидович Столяр (род. в 1921 г.)— популярный советский археолог и историк первобытного общества, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии Ленинградского университета им. А. А. Жданова. Ведущая тема его исследований — проблема происхождения и развития первобытного искусства. Ученый не раз обращался к археологическим материалам Карелии с какой познакомился еще школьником, принимая участие в раскопках Оленеостровского могильника. В соавторстве с Я. В. Доманским им написана увлекательная научно-популярная книга «По бесовым следам» (1964 г.). Один нз создателей цветного документального кинофильма «По бесовым следам». В начале 70-х годов принимает участие в полевых исследованиях беломорских и онежских петроглифов. Регулярно публикует статьи об этих монументах.