Долгий путь Москва – Владивосток путешествие через всю страну

City.Travel

19 век Путешествие во ВладивостокВ крышке XIX путешествовать от Москвы до Владивостока было весьма проблематично не только для людей, но и для почтовых повозок. Не одинешенек месяц надо было провести в пути, длина которого составляла несколько тысяч вёрст!

На столь тяжелое мероприятие отваживались лишь немногие смельчаки, остальные же удовольствовались написанием посланий родственникам, жившим на другом краю страны. Но те, кто решался на такой нескончаемый путь, приезжали на вокзал с упакованными чемоданами, вмещавшими в себя масса гостинцев.

По железной дороге, кончавшейся на Урале, можно было ехать различными путями: в Бузулук можно было попасть через Самару или Оренбург, в Челябинск и Екатеринбург – сквозь Казань, а затем Пермь. И это был финиш железнодорожного пути. А дальше – имперский почтовый большак № 20 представал перед путешествующими во всей своей роскоши…

Утомленные лошади тянули телегу или сани долгие недели. Начало линии проходило по Уральской области, затем надо было пересечь Томскую губернию, после неё – Енисейскую, затем – Иркутскую. Дальней путь лежал через Забайкальскую область.

Более осторожные сограждане, каким выброс адреналина был не столь необходим, в это время чаёвничали где-нибудь на Остоженке, а почтовые тройки, везущие мешки посланий и открыток, посланных ими, летели по тракту во Владивосток, обгоняя путешественников. Но в длинном пути была и своеобразная прелесть – красота и громадность безлюдных ширей оставляли в душе незабываемые впечатления!

Через несколько дней после Читы из распадка выглядывала колоколенка города Сретенска – это предсказывало скорую встречу с берегами Шилки, а там и Амура. Если путешествие проходило в летнее пора – пыльная летняя колея вела путников к пристани, от которой на теплоходе «Аргунь» можно было добраться до Благовещенска.

Две недели любования целомудренной тайгой и скалами, украшающими берега Шилки и Амура, не проходили бесследно – масса впечатлений от изумительных пейзажей оставалась в памяти на всю жизнь.

На пристани Благовещенска, в буфете, можно было хлебнуть несколько рюмок водки «с устатку» под малосольную амурскую рыбку и, передохнув, присесть на пароход, направляющийся в Хабаровку (ныне Хабаровск). Это путь продолжался восемь дней.

Если созерцание береговых ландшафтов и постоянная рыба на обед утомляли, после Хабаровки можно было опять продолжать путь на лошадях, если же нет – другой пароход двигался по реке Уссури и озеру Ханка к порту Камень-Рыболов. Оттуда же до Владивостока оставалось 200 вёрст конного линии. Итак, путь от Москвы до Владивостока включал в себя 8500 вёрст от Урала, три тысячи из каких составлял водный путь.

А в самом конце XIX века, а если быть буквальным – в мае 1891 года, крестьянскую лошадку сменил «железный конь» и эпоха романтических странствий с запада страны на восток закончилась. Именно тогда двадцатитрёхлетний цесаревич Николай Александрович после совершения торжественного молебна высыпал первую горку песка на пункт, где планировалось начать прокладку Транссибирской магистрали.

А находилось это место не на Урале, что было бы вполне логичным, а во Владивостоке, где в тот же день, 19 мая, был заложен и первоначальный кирпич в здание Владивостокского железнодорожного вокзала. Именно так решил Александр III, в именном рескрипте какого Императорскому Высочеству повелевалось приступить к постройке железной дороги, пролегающей сквозь всю Сибирь и имеющей целью соединить несметные природные дары сибирских районов с внутренними рельсовыми сообщениями.

Закладка Уссурийского участка великого рельсового линии, разрешённого к строительству по расположению правительства за казённый счёт, была возложена наследнику престола.

Владивосток 19 векИ через двенадцать лет из Москвы во Владивосток уже вовсю курсировали поезда, истина, тогда во время путешествия невозможно было миновать Китая – Китайско-Восточная железная путь соединяла Урал с Владивостоком. И лишь по прошествии ещё тринадцати лет дорога сделалась проходить исключительно по российской территории – вдоль китайской границы.

Но романтика не пропала бесследно. Конечно же, прямого поезда Москва – Владивосток в эпоху распроклятого царизма не существовало. Пассажирские поезда (как обычные, так и скорые) были согласованными – это означало, что билеты торговали до конечного пункта назначения, но в пути следования подразумевалось несколько пересадок.

Попутные поезда на промежуточных станциях, в ожидании каких проходили порой долгие изнурительные часы, назывались согласованными. И счёт линии на другой конец страны шёл уже не на месяцы, а на сутки. Например, в 1903 году можно было за 16 суток и 7 часов добраться от Курского вокзала Москвы до Владивостока. Это – пора обычного согласованного поезда. Скорый же поезд находился в пути «итого» 12 суток и 16 часов. Так что для насыщения впечатлениями времени было вполне довольно.

Стоимость билета первого класса составляла 242 рубля.

КВЖДБеспересадочные поезда начали ходить на Далекий Восток лишь в конце 20-х годов прошлого века – но опять по КВЖД, так как железнодорожные мосты Дальнего Востока были взорваны во пора гражданской войны и подверглись значительному разрушению.

Элитный экспресс «Москва – Манчжурия», для какого «Международное общество спальных вагонов» предоставило семь вагонов европейского габарита. Обшитые узкой вагонкой жёлто-коричневых тонов, веселящие взор блеском лакированного покрытия, вагоны имели округлые сверху размашистые окна. Пассажиров за наглухо зашторенными окнами не было видно. Алые колёса паровоза, окрашенного в серебристо-синий цвет и имеющего острый нос, сливались в три сферы, казавшихся сплошными. Так что поезд имел просто неотразимый вид!

Публика неимущей вынуждена была довольствоваться беспересадочными вагонами Москва – Манчжурия, Ленинград – Манчжурия, а также Москва – Харбин и Ленинград – Харбин. Встречались московские и ленинградские вагоны в Свердловске, там их прицепляли к попутным поездам восточного курсы. Люди же совсем бедные ездили, как и прежде, согласованными поездами, и станционные провинциальные сибирские буфеты помогали им скоротать пора.

Первый беспересадочный поезд прямого следования Москва – Владивосток начинов свою историю в 30-х годах XX века. Этот поезд был уже общедоступным: в нём бывальщины вагоны не только международные, но также спальные и плацкартные. Но тот, в ком страсть к романтике и приключениям была неистребима, по-прежнему мог добраться до Владивостока сквозь Манчжурию, в которой было достаточно неспокойно и до эпохи Чан Кайши — а после японской оккупации 1931 года, когда Манчжурию переименовали в Манчжоу-Го, число опасных приключений на КВЖД возросло в разы.

В наше же время технического прогресса пересечь страну с восхода на запад можно не только без дорожной суматохи, но даже без упаковывания чемоданов. Но это, разумеется, в том случае, если цель вашего путешествия – не производственные проблемы или встреча с родственниками, а любование удивительными пейзажами и красотами городов, в каких ещё не бывали. В таком случае затраты будут минимальными – включите компьютер и блаженствуйте виртуальным путешествием.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *