В России об осуществлении турагентской деятельности заявили более 50 тыс. компаний
Эксперты Российского альянса туриндустрии считают, что пришло время пересмотреть правовой статус турагентства. На розничном рынке активно развиваются новоиспеченные формы работы, в том числе продажа туристам не турпакетов, а отдельных услуг, которые не регулирует устаревший отраслевой закон. Это не лишь мешает добросовестным участникам рынка, но и увеличивает теневой сектор. Сами агентства считают главной проблемой бизнеса снижение комиссий туроператорами. Обсуждению этих проблем была посвящена стратегическая сессия «Деятельность туристических агентств», в которой приняли участие 50 экспертов альянса и представителей агентского бизнеса.
По словам президента РСТ Ильи Уманского, по многим отраслевым вопросам турбизнесу удалось выковать общую позицию, найти взаимопонимание с исполнительными органами власти и в итоге выйти на решение проблем.
«По деятельности туристических агентств пока такого понимания нет, желая проблемы розницы постоянно обсуждаются на разных уровнях. Поэтому к участию в этой сессии мы привлекли максимальное число участников. Это поможет нам скопить все мнения и сформулировать единую позицию для таких изменений в законодательстве, чтобы агентствам было удобно работать», — произнёс он.
Cогласно единому реестру турагентств, в России эту деятельность ведут более 33 тыс. компаний. Но с учетом тех, кто указывает ее в коде классифицированию экономической деятельности (ОКВЭД), их более 50 тыс. Такие данные привел глава Комитета РСТ по правовым вопросам и основатель юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов.
«Это самый бесчисленный сегмент туристического рынка, находящийся на первом рубеже взаимодействия с туристом и несущий бремя проблем и судебных рисков всей системы. И при этом это наименее регулируемая пояс деятельности с точки зрения норм права и числа участников. Отраслевой закон отстает от реалий рынка минимум на 15 лет и регулирует деятельность, какую турагенты вели в момент его создания. Но к нынешнему моменту у нас появилось множество онлайн-сервисов, которые позволяют им не ограничиваться торговлей турпакетов, а выбирать варианты, которых ждут от них клиенты. Закон резко разграничивает деятельность туроператоров и турагентов, но эта грань давным-давно размылась», — сказал он.
По словам Мохова, сейчас с точки зрения закона регулирование деятельности турагентов находится в дланях не государства, а туроператора, так как агент действует «от его имени и по поручению».
«В реальности же турагентства сейчас в большей степени представляют заинтересованности туриста, а не оператора. Соответственно, надо сблизить реальность, в которой существует рынок, с нормами закона, не навязывая агентствам условий, какие они не могут выполнить, чтобы не расширялась серая зона, в которой вообще никакие законы не соблюдаются. Например, турагентства желают иметь право продавать отдельно размещение и перевозку и по факту это давно делают», — добавил эксперт.
Руководитель турагентского комитета РСТ, глава сети «Лавка горящих путевок» Сергей Агафонов также полагает, что сейчас турагентство уже представитель не туроператора, а туриста.
«Агентство надлежит учитывать потребности клиента, иначе останется за бортом конкуренции. Я считаю, можно вписать в закон разрешение турагенту торговать отдельно перелет и отдельно — отель. Но чтобы при этом его деятельность не входила в конфликт с туроператорской, можно поставить условие: любая из этих услуг может приобретаться только у российского юридического лица – авиакомпании, туроператора, гостиницы», — пояснил он.
Президент РСТ Илья Уманский согласен, что пора пересмотреть статус турагентства, но надо работать осторожно, чтобы не нарушить баланс на рынке. Если разрешить агентствам продавать отдельно услуги, непонятно, кто будет тащить ответственность перед туристом. Туроператоры не будут, поскольку они не реализовали комплексный турпродукт. Это может привести к тому, что регулирующие органы тогда возложат на туроператоров такую же ответственность за отдельные туристические услуги, как и за турпакет. Ситуация не упростится, а навыворот, станет сложнее. Соответственно, надо искать другие варианты.
Мохов полагает, что расширение полномочий турагентств при существующем четком законодательном разделении участников базара на туроператоров и турагентов в любом случае реализовать будет трудно. По его мнению, нужен промежуточный, статус, который позволил бы агентствам в правовом поле употреблять всеми возможностями в технологически изменившемся мире.
Главная задача сейчас, как считает вице-президент Альянса туристических агентств (АТА), глава сети агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян, — снятие противоречий между туроператорами и агентствами. Эксперт предложил создать рабочую группу при РСТ во главе с многоопытными юристами, которая занялась бы выработкой конкретных предложений по выстраиванию более эффективных взаимоотношений операторов и агентов.
Обсуждались также проблемы повышения порога входа на агентский рынок, введения лицензирования и в целом обеления розничной деятельности, учитывая неконтролируемый рост числа организующих самые различные авторские туры блогеров, которые работают нелегально. И самый болезненный вопрос во взаимоотношениях агентств и туроператоров – размер комиссии.
По итогам сессии будет подготовлена резолюция, дальнейшей проработкой и реализацией какой займется Комитет РСТ по турагентской деятельности
Поделитесь с друзьями: