Турагентские объединения попросили доработать типовой договор с туристом

City.Travel

Альянс туристических агентств (СТА) и Альянс туристических агентств (АТА) выступили с совместным отворённым обращением в регулирующие туристсткую отрасль органы исполнительной власти РФ с мишенью получения разъяснений по важнейшему для турагентского бизнеса документу, который потребовал неоднозначную бурную реакцию всего турагентского сообщества, – типовой конфигурации договора о реализации турпродукта.

СТА и АТА обращаются в Министерство юстиции РФ, Министерство цивилизации РФ и Федеральное агентство по туризму с просьбой дать разъяснения по порядку исполнения типовой конфигурации договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) другим заказчиком. (Приказ Министерства культуры РФ от 31.10.2016 №2386 «Об утверждении типовых конфигураций договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) другим заказчиком, и договор о реализации туристсткого продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) другим заказчиком». Зарегистрирован в Минюсте России 13.04. 2017 №46358).

Мы считаем, что установленная форма соглашения противоречит действующему законодательству РФ, а именно Федеральному закону №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Так, в ст. 9 закона 132-ФЗ введено, что «Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на каких туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) другим заказчиком».

Однако в предложенной Министерством культуры типовой форме исполнителем по соглашению является турагент, а пункт 1.1. договора гласит, что «В соответствии с Соглашением Исполнитель обязуется обеспечить оказание Заказчику комплекса услуг, входящих в туристский продукт, сформированный Туроператором, по соглашению о реализации туристсткого продукта…». А пунктом 3.1. типовой конфигурации договора установлено, что «Исполнитель обязан оказать все услуги, входящие в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц….».

Таким манером, в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств перед туристом, ответственность будет возложена на турагента, что противоречит Федеральному закону №132-ФЗ.

Немало того, ст. 10 закона №132-ФЗ предусмотрено, что к существенным условиям соглашения о реализации турпродукта, наряду с остальными существенными условиями, относятся:

— информация о распорядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по соглашению страхования ответственности туроператора, либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также заявок о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет оружий фонда персональной ответственности туроператора при условии, что денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения по соглашению страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии очутилось недостаточно в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, показанных в абзацах втором и третьем части пятой ст. 4.1. настоящего Федерального закона);

— информация о распорядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) другому заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора в случае, если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера.

Но эта информация в типовой форме договора о реализации туристсткого продукта отсутствует.

Мы полагаем, что применение этой формы договора может повлечь негативную судебную практику для турагентов, т.к. формулировки, прописанные в соглашенье, позволят в судебных спорах перекладывать всю ответственность за неисполнение договорных обязательств, прикасающихся ответственности туроператора, непосредственно на турагента. И здесь усматривается заинтересованность туроператорских компаний в лоббировании этого документа с целью перекладывания, а скорее намеренного «размывания» туроператорами ответственности за качество оказания услуг, входящих в турпродукт.

Кроме того, мы находим, что данная типовая форма договора может послужить пусковым механизмом для основы тотальных проверок турагентов Роспотребнадзором на предмет ее применения, а также исполнения всех изложенных в соглашенье пунктов.

Мы настаиваем, что исполнять типовую форму договора в существующей редакции невозможно, и упрашиваем дать разъяснения по трактованию документа – является ли типовая форма соглашения рекомендованной к применению или обязательной к применению турагентами?

В случае обязательности применения лишь данной формы договора, это условие будет идти вразрез еще и с Штатским Кодексом РФ в части пункта, касающегося свободы договора (ГК РФ ст.421 п.2 «Сторонки могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами»). Совместно с тем, обращаем внимание, что фраза «иные условия определяются по согласованию сторонок» в тексте типовой формы вовсе отсутствует.

В любом случае, настаиваем на доработке и приведении типовой конфигурации договора о реализации турпродукта в соответствие с Федеральным законом №132-ФЗ, а также с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 №452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристсткого продукта» и Штатским Кодексом РФ.

Выступаем с инициативой о доработке данного документа с учетом профессиональных суждений и оценок экспертов турагентского сообщества.

С уважением,

Президент ассоциации по развитию туристсткого базара «Союз туристических агентств» Голов С.В.

Исполнительный директор ассоциации турагентов по развитию туристического бизнеса «Альянс туристических агентств» Осипова Н.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *