РСТ предложил комплекс мер по улучшению транспортной авиадоступности
Проблемы туристических авиаперевозок, автобусного, круизного, железнодорожного туризма, а также вероятные программы субсидирования и нормативно-правовое регулирование транспортной сферы обсудили участники очередной стратегической сессии Российского альянса туриндустрии. В расширенном заседании на площадке Госдумы участвовали представители органов законодательной и исполнительной власти, судоходных и авиакомпаний, железнодорожных перевозчиков, турбизнеса. Сессию модерировал Алексей Волоцков, глава рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.
Как рассказал вице-президент РСТ Дмитрий Горин, сейчас часть авиаперелета в стоимости тура достигает в среднем 50-70%. По его мнению, повлиять на это значение могло бы субсидирование туристических рейсов. От доступности и сети маршрутов зависит успех развития внутреннего туризма.
“В этой связи я желал бы напомнить о постановлении правительства №799, предусматривающего субсидии для чартерных и регулярных туристических рейсов», — сказал эксперт.
По его словам, очевидно, что рассчитывать на старую цифру в 1,2 млрд рублей в условиях дефицита бюджета сейчас сложно. Тем не менее, заложенные в бюджете 250 млн рублей в год вполне могут позволить снизить стоимость на отдельных маршрутах, где не так немало перевозки.
«Когда программа субсидирования работала, у нас турпакет на Байкал или в Приморье стартовал от 35-40 тыс. рублей на человека, включая перелет. Сейчас, после приостановления этой программы, подобный же пакет стоит 80-90 тысяч рублей, то есть в два раза дороже», — сказал эксперт.
Кроме того, для сохранения доступности перелетов РСТ совместно с Минтрансом и Росавиацией предлагает проект по внедрению семейных, молодежных, пенсионных тарифов для внутренних авиаперевозок. Этот эксперимент был в авиакомпании S7, его можно возобновить, полагает Горин.
«Предложение поддержать именно семейный и молодежный туризм в Год семьи устроилось, в том числе, от коллег из региональных отделений РСТ. Они предлагают распространить действующую для детей от 2 до 12 лет специальную скидку авиакомпаний в 25% также и на детей в году от 12 до 17 лет», — сказал вице-президент.
У РСТ есть также предложения по поддержке межрегиональных полетных программ с использованием небольшой авиации в туристических целях.
«При субсидировании и рассмотрении сети маршрутов в отдаленных регионах имеет смысл отдавать предпочтение аэропланам малой вместимости. Лайнеры Sukhoi Superjet 100, которые выполнили свою задачу в международном сегменте, можно уже с учетом перераспределения и выкупа флота переводить с интернациональных направлений на внутренние, где не нужны самолеты на 200-300 мест. Емкости этого лайнера в 100 мест будет как раз довольно. И, возможно, на эти маршруты давать субсидированные тарифы», — пояснил он.
Руководитель комитета РСТ по выездному туризму, заместитель генерального директора туроператора Fun&Sun Александр Сирченко заявил, что для развития внутренней туристической транспортирования необходимо возобновление программы субсидирования чартерных рейсов.
«Действительно, когда наши чартерные рейсы на Дальний Восход, в Тюмень, Шерегеш, Мурманск, Карелию, Дагестан и другие регионы субсидировались, то стоимость турпакетов начиналась от 35-40 тысяч рублей за семидневное пребывание с перелетом. У нас было немало 20 чартерных программ», — сказал он.
По его словам, в 2023 году Минэкономразвития эту программу поддержки свернуло, а жаль, так как основными выгодоприобретателями субсидирования чартерных перевозок были отнюдь не туроператоры, а сами туристы.
«Туроператоры на этом не зарабатывают. Туроператоры получают на сопутствующих и других услугах, которые включены в турпакет. Пакет за счет субсидирования 50% стоимости перевозки был так привлекательным для туристов, что они принимали решение ехать в отдаленные регионы. А сейчас надо иметь значительные суммы, до 100 тысяч рублей, чтобы желая бы 4-5 дней побыть на Дальнем Востоке. Кроме того, мы неоднократно ставили вопрос, что субсидировать надо не только на чартерные рейсы, потому что в отдельный регионы нет смысла отправлять целый чартер, но и на блоки мест на регулярных рейсах», — сказал Сирченко.
По его словам, Минэкономразвития сейчас деятельно развивает и поддерживает строительство отелей, гостиниц, глэмпингов.
«Это хороший вариант. С высокими ценами, которые складываются сейчас в отдельных перенасыщенных регионах, можно биться, расширяя отельную базу, что и делает Минэкономразвития. Но в стороне остается другое и не менее важное – нам надо еще формировать новоиспеченные предпочтения россиян в отдыхе, направляя и стимулируя их путем субсидий для посещения тех мест, где такой насыщенности в отелях, экскурсионных, транспортных компаниях нет. Вот для этого, начиная с 2020 года, работали такие меры, как субсидирование чартеров, кэшбэк», — пояснил Александр Сирченко.
Директор департамента реализации проектов в сфере туристической деятельности Минэкономразвития Владимир Трач полагает, что сейчас нет нужды в дополнительном стимулировании спроса на путешествия по России. «Это уже не актуально. На Дальнем Востоке рост потока даже не на 20%, как в посредственном по стране, а на 40%, и остро стоит проблема размещения туристов. Предлагаем сконцентрироваться на поддержке предложений туроператоров, а не на объеме, так как он уже превышает возможности номерного фонда. Необходим акцент на создании туристической инфраструктуры», — сказал он.
В свою очередь, почетный президент РСТ Сергей Шпилько считает, что чартерные программы – это ключ к «открытию новоиспеченных регионов на географической карте России и мира в будущем».
«Подъем спроса на многие регионы, в том числе Мурманск, Дагестан, шел на поле именно чартерных рейсов. Они сильно популяризировали новые направления. Если можно согласиться с тем, что стимулирование спроса сейчас вряд ли является магистральным курсом регулирования туристической деятельности, то выбирать в год хотя бы одно-два новых направления для запуска чартеров было бы неплохой идеей с точки зрения развития турпотоков», — произнёс он.
Среди других предложений отраслевого союза — законодательное урегулирование овербукинга авиакомпаний с компенсационным механизмом и контролем. «В профильных комитетах Госдумы этот проблема уже поднимался. Нам очень важно иметь гарантии, что в случае продажи перевозчиком мест сверх вместимости наши туристы достоверно смогут улететь, а также получить компенсации. Здесь нас поддерживает Ассоциация пассажиров», — заметил Дмитрий Горин.
РСТ, по его словам, находит необходимым включение туроператоров, как это было ранее, в рабочие группы с правом совещательного голоса для участия в совещаниях Минтранса, Минэкономразвития по квотам, слотам, проблемам межведомственного взаимодействия. Важно также рассмотреть возможность субсидирования туроператоров за привоз в Россию иностранных туристов по аналогии с Китаем.
Кроме того, Горин предложил дополнить национальный проект «Транспорт», разработка какого сейчас начинается, туристической составляющей. РСТ готов подготовить свои предложения.
По итогам стратегической сессии сформирована резолюция с предложениями по совершенствованию законодательства и мерам поддержки бизнеса. Ее дальнейшей проработкой займутся соответственные структуры РСТ — комитет по транспорту, комиссия по авиаперевозкам, комиссия по железнодорожному транспорту, комиссия по автобусным перевозкам и комиссия по круизам.
Поделитесь с товарищами: