Проблемы турбизнеса обсудили на съезде РСТ
Члены Российского альянса туриндустрии (РСТ) обсудили актуальные проблемы туристического бизнеса на XVII съезде организации, среди наиболее острых проблем участники съезда назвали снижение маржинальности бизнеса, конкуренцию со стороны онлайн-сервисов, рост налогов и сборов.
Как отметил президент РСТ Сергей Шпилько, ситуация на туристическом базаре по-прежнему сложная: покупательная способность россиян снижается, растет конкуренция со стороны онлайн-агрегаторов. Бизнес душат все новоиспеченные налоги и неналоговые платежи, вытесняя в теневой оборот даже самые законопослушные компании. Все больше туристов влекутся самостоятельно организовать свои поездки, поскольку растет стоимость туруслуг.
«В последнее время растет давление на туристический базар доминирующих в экономике корпораций. Это касается и ОАО «РЖД» с монопольными тарифами, и нефтяных компаний, резко повышающих цены на топливо. Все это воздействует на стоимость туруслуг – разумеется, в сторону повышения. В результате доля перевозки в стоимости турпродукта в России составляет 40%, в то пора как в Германии – 29%, а в США – 16%. Маржинальность бизнеса снижается во всех секторах», — сказал он, выступая на съезде, передает «Интерфакс-Туризм».
По словам эксперта, на развитии турбизнеса негативно сказывается рост НДС до 20%, когда в Европе он в посредственном составляет 10,5%. «Минфин выходит с инициативой введения гостиничного сбора уже в форме налога, причем, не с туристов, а с самих отелей. А петербургские гостиницы еще платят за передачу данных для постановки иностранцев на миграционный учет. Плюс выплата НДС за Booking.com. Я уже не сообщаю о прочих неналоговых платежах и начислениях в фонд оплаты труда. В результате такой налоговой нагрузки на гостеприимство, растет частный сектор, какой ничего не платит», — пояснил Шпилько.
Президент РСТ также посетовал на недостатки единой информационной системы «Электронная путевка». По его суждению, введение программы не сделает туристический рынок прозрачным, поскольку в ней не запланировано хранение данных о платежах и интеграции с платежными системами.
Среди проблем турбизнеса он наименовал и трудности со страхованием ответственности туроператоров, и с предоставлением банковских гарантий. «Как следствие – уход турфирм с рынка. И, кстати, не вечно с рынка, а скорее – из федерального реестра туроператоров с переходом в теневой оборот, продажей входящих в пакет услуг вразбивку, оплатой напрямую на счета туроператоров или агрегаторов, зарегистрированных за рубежом», — подчеркнул президент РСТ.
В свою очередность, директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко заявил, что теперь плата за администрирование реестра турагенств взиматься не будет. «Резервный фонд составляет 403 млн рублей, и «Турпомощь» намерена в очередной раз адресоваться в правительство РФ, чтобы признать эту сумму достаточной для оперативного решения вопросов с эвакуацией туристов в случае банкротства туроператора. Если это произойдет, туроператоры смогут приостановить платежи в резервный фонд», — добавил он.
Участники съезда отметили и позитивные моменты, произошедшие за последние два года, среди которых – открытие Турции, рост внутреннего туризма, введение электронных виз в России, расширение перечня аэропортов, трудящихся в режиме «открытого неба».
XVII съезд Российского союза туриндустрии прошел 12 сентября 2019 г. в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ.
Напрямую в РСТ входит 459 компаний, в том числе региональные и профессиональные ассоциации и альянсы, туроператоры и турагенты, средства размещения, гостиничные сети, управляющие компании, банки, страховые, юридические, аудиторские, выставочные и IT-компании, учебные заведения, музеи, региональные органы управления туризмом, национальные туристические офисы. За два года, минувшие с предыдущего съезда, в РСТ вступила 41 компания, выбыло по различным причинам – 33.
Президентом РСТ вновь избран Сергей Шпилько. Позиции вице-президентов сохранили Юрий Барзыкин, Александр Осауленко и Ольга Санаева. По предложению президиума РСТ вице-президентом также избран Леонид Флит, основатель петербургской компании «Ника», председатель правления и глава Комиссии по въездному туризму РСТ Северо-Запад.
Читайте также в журнале TourSuper.RU: Good Time рекомендует Малайзию, или несколько идей для незабвенного путешествия.