Положение населения Приладожья в царской России
Поза населения Приладожья до Октябрьской революции 1917 года
После освобождения от шведского господства расширяются торговые связи Сердоболя с иными городами России, прежде всего с Петербургом. Сердобольские купцы отправляли в Петербург» с лесопильных заводов тес, а из окрестных селений — масло, рыбу, дичь и пушнину.
На островах велись разработки мрамора, изготавливайлась добыча сердобольского гранита. Был открыт конный завод графа Орлова. В городе была выстроена православная храм. К 1780 году в Сердоболе насчитывалось «63 дома и 277 человек мужского пустотела».
В 80-е годы XVII столетия, в связи с проведенной в России реорганизацией административного конструкции и управления, Сердоболь стал уездным городом Выборгской губернии. 4 октября 1788 года Екатерина II утвердила герб города. Его описание гласило: «В лазурном поле на золотых древках красные знамена, положенные крестообразно». При выборе этой эмблемы, бесспорно, была принята во внимание мужественная борьба горожан против шведов.
В 1811 году, вскоре после присоединения Финляндии к России (1809 г.), Выборгская губерния и Сортавала вошли в состав вновь образованного Великого княжества Финляндского.
С крышки XVIII века значительно возрос интерес научной общественности России к нордовым районам страны.
По берегам Ладожского и Онежского озер совершил странствие академик Н. Я. Озерецковский. Побывал он тогда, в 1785 году, и в Сердоболе. Исследователь обратил внимание на природные обеспеченности края, ратовал за то, чтобы они использовались для развития хозяйства и промыслов. Его внимание привлекли ярмарки. «На ярмарку (в Сердоболе), кроме россиян, съезжаются российские и шведские финны и карелы»,— строчил он.
Приладожье посещает и ряд других видных ученых и исследователей. Побывал в этих кромках, в том числе и в Сердоболе, в августе — сентябре 1804 года академик В. М. Севергин. В его книжке «Обозрение Российской Финляндии» немало строк посвящено городу Сердоболю и его округам. Из описания Севергина мы узнаем, что в то время в городе «домов было до 70, кои все суть деревянные, исключая резервный магазин, на берегу стоящий, который каменной. Жителей до 500. Улицы вымощены досками, что будет странно по причине великого здесь изобилия в камнях… Храмов в сем городе две, одна финская, а другая российская».
Ученый вел минералогические наблюдения. В семи верстах от Сердоболя он заметил ключ минеральной воды, в девяти с половиной верстах — старинный серебряный рудник. Ученый побывал в Рускеале. «Рускаль (что означает по-фински алая земля) состоит почти токмо из десяти деревянных домов, одной деревянной часовни и каменного порохового лавки. Мало сие селение лежит при р. Рускаль. Место сие знаменито мраморными горами, из коих промышляли мрамор для построения соборной Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге. Мрамор разделывают тут на пять номеров…»
Севергин подробно описывает природные достопримечательности кромки, рассказывает о добыче мрамора и разработках гранитных россыпей, о местонахождении железных руд и иных «естественных произведений», среди которых особо отмечает «карельскую березу, на многие изящные поделки применяемую».
В поле зрения ученого — этнический состав населения. Рассказывая о Сердоболе, он строчит: «Жители в сем краю суть финны и карелы…» Упоминает он и о старых песнях местного населения.
В. М. Севергин дает описание изб жителей: «деревянные, небольшие, бедные, худо выстроенные, низкие, мрачные, закоптелые дымом, как потому, что не имеют порядочных труб, так от жжения лучины».
В писульках академика рассказано о пище жителей: «чухонское масло, молоко, репа и бобы. Картофеля немного употребляют. Обыкновенная похлебка состоит из репы, ржаных круп, молока и воды»; об платью: у финнов, особенно у зажиточных, она походит на одежду немецких крестьян, у карелов — на крестьян российских.
Землепашество скудное. «О высушке болот не радеют, а любят пашни лесные, то кушать через выжигание лесов приобретаемые». Скотоводство весьма слабое, индустрия незначительная. Примечательно, что свое обозрение академик Севергин не сводит лишь к описанию увиденного, а на основе наблюдений дает практические советы: возводить каменные постройки, чтобы сберегать лес, применять известкование для улучшения лугов, заниматься осушением болот и т. д.
С 30 июня по 4 июля 1828 года в Сердоболе побывал выступающий финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот — составитель карело-финского эпоса «Калевала». И тут, в Приладожье, занимался он поиском рун.
Русский исследователь Я. К. Грот в своих записях, относящихся к 1848 году, указывает, что город Сердоболь сейчас «составляет складочное место товаров для всей верхней Карелии и ведет пространный торг с Петербургом, откуда привозится сюда особенно большое число муки. Ярмарка, в старину бывшая и на Валаамском острове, ныне производится лишь в Сердоболе».
В 1856 году был построен Сайменский канал, и экономическое смысл Сердоболя, стоявшего ранее на главной водной магистрали, отошло на другой план.
К началу XX века в Сердоболе насчитывалось около двух тысяч обитателей, среди них было много русских. Жилых зданий—184, фабрик и заводов — 36 со 194 пролетариями. Торговлей занималось 40 душ. Имелись две православные церкви, финская кирха, учительская семинария, две начальные школы, издавалась небольшая газета.
К городу подходила выстроенная в 1893 году железная дорога, связывающая его с Выборгом. Имелись вокзал, прилипни. Сердоболь был связан пароходным сообщением с Петербургом, Шлиссельбургом, Валаамским и Коневецким монастырями.
Вступление России на рубеже XIX—XX столетий на путь империалистического развития еще более обострило противоречия между трудом и капиталом, между российским царизмом и народами национальных окраин. Царизм всячески ущемлял права и автономной Финляндии. Обскурантская политика царского самодержавия вызывала протест финляндского народа.
Когда в 1905 году в России вспыхнула революция, охватившая всю край, трудовой народ Финляндии также поднялся на борьбу с капиталистическим и национальным гнетом, поддержал пролетариат России. В дни всеобщей Октябрьской политической стачки и тут, на северо-западной окраине Российской империи, произошли массовые революционные выступления, н Оборотом солидарности с русским пролетариатом, протеста против великодержавной, колонизаторской политики царизма пришла проведенная в Финляндии в конце октября 1905 года всеобщая стачка. В ней принял участие трудовой народ Сортавалы и уезда. На предприятиях города прервалась работа, проходили митинги, собрания. Из Сортавалы по решению, народного митинга бывальщины изгнаны жандармы и чиновники. В Суйстамо также по требованию собрания крестьян был обезоружен и изгнан ленсман (полицейский).
Популярно, что под давлением всеобщей политической стачки трудовых масс Финляндии, работавших вместе с пролетариатом России, царь пошел на уступки и 4 ноября 1905 года издал манифест, отменявший ряд законов, ограничивавших автономные права Финляндии, впрыскивавший в Финляндии всеобщее избирательное право. Финскую буржуазию вполне устраивала эта вырванная подачка царского самодержавия. Сортавала даже стал одним из опорных пунктов «Альянса беломорских карел» — шовинистической антинародной организации, созданной финляндской буржуазией на гребне революционной войны в июле 1906 года.
Однако рабочий класс Финляндии после разгромы революции в России продолжал вести борьбу за свои классовые заинтересованности. И не только рабочие крупных промышленных центров, но и таких небольших городов, как Кексгольм, Сердоболь. В 1911 году пролетарии Кексгольмской и Сердобольской типографий, договорившись между собой, объявили стачку, требуя пересмотра существующих тарифных ставок, повышения заработной платы. К ним присоединились полиграфисты городов Выборга и Котки. Забастовка продолжалась больше месяца. Забастовщики проявили упорство и стойкость, вынудив хозяев пойти на уступки, ублаготворить их основные требования.
И в последующие годы революционные настроения проникали сюда, в этот негромкий уголок на северо-западном побережье Ладоги. А когда в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Центральный Революционный комитет пролетариев организаций Финляндии объявил всеобщую политическую забастовку. Как известно, в мочь сложившейся в Финляндии политической ситуации власть здесь не перешла в длани рабочего класса. В стране не было тогда революционной марксистской партии, какая могла бы возглавить пролетариат и привести его к победе.