Низкая комиссия от туроператора — одна из главных проблем туристических агентств
Основная проблема туристических агентов — снижение комиссии, которую предоставляет туроператор. Об этом заявили участники рынка на стратегической сессии “Деятельность туристических агентств”. Мероприятие прошло 1 марта в Торгово-промышленной палате РФ. В нем приняли участие более 50 экспертов и представителей агентского бизнеса, трансляцию сессии глядели более 2 тыс. участников.
По словам генерального директора управляющей компании «Слетать.ру» Евгения Даниловича, за последние 5 лет комиссионное вознаграждение агентств в посредственном снизилось с 9,1 % до 7,45%. При этом средняя динамика затрат турагентства за тот же период возросла.
«Затраты выросли образцово со 157 тысяч рублей до 274 тысяч. За счёт чего? За счет частичного повышения аренды, за счет частичного повышения затрат на содержание офиса, весьма сильно вырос маркетинг, с учетом инфляции заработная плата растет. Ну и можно посмотреть, сколько зарабатывает среднестатистическое агентство. Посредственная прибыль по прошлому году — около 80 тысяч рублей. А теперь давайте с вами представим, в состоянии ли нормальное посредственнее агентство развиваться, зарабатывая 79 тысяч рублей чистыми», — отметил Евгений Данилович.
«Еще одна проблема — кешбэки, какие своим клиентам предоставляют банки. Финансовые организации активно используют этот инструмент при продаже туристических продуктов, скидка доходит до 5%. Турагентствам невозможно выдерживать такую конкуренцию. Это значит, что банки и крупные непрофильные маркетплейсы в перспективе ближайших 3-5 лет могут забрать на себя существующий объем продаж массового турпродукта. Кроме того, это рождает нелегальные схемы труды», — считает Олег Виноградов, генеральный директор компании “А-клуб”.
«Есть те, кто готов работать за 1-2% — они от нижней комиссии, какая существует на рынке, еще умудряются дать скидку. Как? Да очень просто — они работают “вчерную”. Они платят по картам и получают те же кешбэки назад, вот она проблема. И еще другой ужас происходит. Турист перед тем как купить путевку в этом маркетплейсе, мозги моему менеджеру так “сделает”! И получит готовый турпродукт, пойдет туда и получит собственный кешбэк», — рассказал Олег Виноградов.
“Серая зона” на рынке растет из-за финансовой неустойчивости агентств. В этом уверена основатель турсообщества «Край туризма», руководитель турагентства «Бельмаре» Диана Фердман.
«Не стоит забывать, что половина турагентств – это компании, в которых трудится 1-2 человека. Это малый бизнес, основа экономики. В условиях комиссии от туроператора на уровне 6-7% они просто вынуждены искать обходные схемы. Чтобы сделать финансовую модель турагентств немало устойчивой, нам нужны налоговые льготы, снижение финансовой нагрузки по банковским переводам, эквайрингу, которые сейчас весьма высоки», — подчеркнула Диана Фердман.
Она также заявила, необходимо выстраивать паритетные отношения между участниками туристического базара. По ее мнению, сейчас представители туристических агентств бесправны и это глобальная проблема отрасли.
«Мы не влияем ни на что. Туроператоры могут изменить соглашение с нами по своему усмотрению, и мы не можем там поправить ни слова. За любую ошибку — штрафы. Но в случае банкротства, аннуляций, проблем с авиакомпанией, закрытия краёв именно агент принимает первый удар по взаимодействию с клиентом на себя», — сказала Диана Фердман.
Схожее суждение высказал вице-президент Альянса туристических агентств (АТА), руководитель сети агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. Он заявил о нужды снятия противоречий между туроператорами и агентствами.
«Мы рады, что РСТ занялся проблемами розничного рынка. У туроператоров сейчас все права, но нет ответственности. Это повергло к тому, что за последние 10 лет комиссионное вознаграждение агенту снизилось на 50% — с 14 до 7%. Нам нельзя формировать турпродукт, а сами туроператоры торгуют 5-7% туров напрямую клиентам и предлагают им скидки, ставя агентов в неконкурентоспособные условия», — отметил Алексан Мкртчян.
Сейчас представители туристических агентств предлагают законодательно зафиксировать минимальную планку их комиссии на степени 10%.
Кроме финансовых условий турагентского рынка на стратегической сессии РСТ обсуждали и другие важные проблемы отрасли. В их числе – неконтролируемый рост числа блогеров, непрофессионалов, подпольно организующих авторские туры. Другая серьезная задача, стоящая перед всеми игроками рынка — объяснять потребителям турпродукта, в чем заключается разница между туристическим агентством и туроператором. Зачастую, туристы до сих пор ее не ощущают и именно это непонимание вызывает множество конфликтных ситуаций.
Поделитесь с друзьями: