Наскальные рисунки Карелии. Первооткрыватели.
Наскальные рисунки Карелии.
Юрий Александрович Саватеев.
Бесспорно, что история открытия и полевого изучения петроглифов Карелии представляет самостоятельный научный и познавательный заинтересованность, ибо они сыграли немаловажную роль в становлении отечественного петроглифоведения, долгие годы оставаясь его многоопытной лабораторией. Именно здесь испытывались способы выявления, воспроизведения и публикации такого рода монументов, их научной интерпретации.
История изучения петроглифов Карелии вполне могла бы сделаться темой специального очерка или книги — интересной и поучительной, насыщенной оригинальными страстями, столкновениями мнений, идей, характеров, яркими открытиями. Казасохатый, сам источник неисчерпаем. Там, где не раз бывали ученые, впоследствии обнаруживались все новые и новоиспеченные сокровища. Первопроходцы и не подозревали, что совсем рядом таятся такие богатства. Среди «охотников за петроглифами» есть колоритные фигуры, оставившие яркий след в науке.
Уже на стадии полевого изучения рисунков вставало немало сложных проблем, потребовавших острую, все еще продолжающуюся дискуссию. От восприятия изображений на скалах как «картинок с натуры» наука шла к осознанию их непреходящей историко-художественион ценности как сложных манеров первобытного сознания.
Полевое исследование онежских петроглифов продолжается более 130 лет, беломорских — около 60, поскольку открыты они на 78 лет запоздалее. Отсюда и разная степень изученности этих очагов наскального творчества Карелии.
В истории полевого изучения онежских петроглифов можно выделить три основных этапа. Разумеется, внутри них кушать свои заметные вехи и рубежи в виде новых открытий, порядочных публикаций и т. п.
Первый, начальный, период длился от середины XIX в. до середины 20-х годов XX в. К этому поре относится открытие петроглифов, первые попытки их копировки, а позднее и фотосъемки и начальные, еще весьма наивные, толкования. Вытекающий этап — с середины 20-х, до конца 60-х годов — ознаменован значительным пополнением онежского комплекса благодаря открытию новоиспеченных групп и фигур, началом систематического изучения петроглифов, появлением фундаментальных публикации и положительных исследовании. Наконец, третий этап, начавшийся в конце 60-х годов и продолжающийся по сегодняшнее время, связан с возобновлением полевых работ у наскальных изображений и интенсивным изучением опоясывающих нх древних поселений.
Первооткрывателями удивительных, загадочных, на первый взгляд, фигур с полным основанием можно находить жителей окрестных деревень, знавших эти памятники испокон векон. но относившихся к ним с изнестным ужасом н настороженностью. Видимо, о наскальных рисунках не принято было много сообщать. Не случанио почти никто из многочисленных путешественников, посетивших Карелию в XVIII XIX вв. в научных мишенях, не упоминал о петроглифах. Любопытно, что и Г. Хальстрем, путешествуя в 1908 и 1910 гг. вдоль нордового, восточного и южного берегов Белого моря, ничего не слышал о Чертовых Следках и Залавруге. даже во нремя своего трехдневного пребывания в Соловецком монастыре. В итоге петроглифы Карелин сделались известны науке сравнительно поздно, позднее, чем подобные памятники Скандинавии или писаницы Сибири.
На онежские петроглифы первым наткнулся К. Гревнигк, надо размышлять, не без помощи жителей близлежащей деревин Бесов Нос, издавна знавших рисунки и объяснявших их появление происками «нечистой мочи» — беса. Отсюда и название самой деревни и попытка нейтрализации «дьявольских полотен» путем выбивки на бесе и лебеде христианских крестов, приписываемая монахам Муромского монастыря.