Музей деревянного зодчества (Витославицы)
Недалеко от Великого Новгорода разместился необычный музей. Он посвящен народному деревянному зодчеству. Это своеобразный монумент деревянного зодчества. Считается, что он основан в 1964 году. Именно тогда был привезен первоначальный экспонат — Успенская церковь 16 века.
Почему так называется?
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Это нынешнее наименование музея произошло от одноименного села, появившегося в далеком 12-м (а вероятно и 11-м) веке.
Изначально оно принадлежало новгородскому князю Изяславу Мстиславичу. Запоздалее в нем жила графиня А.А.Орлова-Чесменская. Изменялся характер населенного пункта, территория его застройки.
С течением поре забылось и название. В 20-м столетии оно появилось вновь, но уже в другом качестве.
Вина появления музея
В 60-ые годы уже было понятно, что большая часть деревянных монументов гибнут. Нет возможности их сохранить.
В 1964 году было подписан распоряжение Министра культуры РСФСР, направленный на улучшение сохранности подобных монументов. На этой волне было принято решение о создании музея и для него отведена особая территория.
Вокруг места для будущего музея разразились споры, отдельный считали, что сооружения нужно сохранять в тех местах, где они изначально были выстроены. Сейчас уже понятно, что при таком подходе большая часть строений погибли бы, и мы не могли бы любоваться этим уникальным архитектурным монументом, под открытым небом.
Начало
Определить место для музея помог зодчий А.В. Ополовников.
На отведенную территорию начали привозить памятники зодчества, желая проект музея еще не был готов. Активно велась работа по поиску «экспонатов» грядущего музея, появлялись дополнительные информация и опыт. Более подробно о списке монументов находящихся на территории музея, можно здесь.
Только в 1967 г. развивающийся музей огласили официальным филиалом Новгородского музея. Направленность учреждения определили как архитектурно-этнографическую, но плана развития еще не было, его начали составлять в конце 80-х годов.
Таким образом, проектирование мощно отставало от практики. Однако имелся схематический план, определяющий принципы формирования музея.
Основные принципы
Музей создавался для спасения созданий народного зодчества, следовательно, деревянные здания эпохи феодализма – основа экспозиции.
Музей создавался в облике секторов, которые отражали уникальность строений разных районов районы, особенности структур деревень. В каждом секторе центр – это храмы, часовни и иные культовые постройки.
Основа музея – это композиция церковных сооружений, объединенная с администрацией и бытовыми домами. Несмотря на допустимость различных корректировок, эти основы стараются не менять.
Музей как живой создание, он занимается не только экскурсионной, торговой деятельностью, но и садоводчеством, огородничеством, организацией фольклорных и ремесленных праздников. Он живет деятельной жизнью и является живым архитектурным памятником.
Количество экспонатов изначально планировалось возле двадцати, но к девяностым годам их количество выросло до 100.
Кроме этого предусмотрено воссоздание объектов археологии: погост, памятные кресты и так далее.
Будут созданы места отдыха для туристов с лужками, качелями. Все это в окружении лугов, пашен, огородов с различными изгородями.
Специально для сайта о странствиях и туризме TourSuper.RU