Музеи Ватикана
Каждогодне в город-государство Ватикан прибывают миллионы туристов, и если одну часть из них интересует религиозная составляющая визита, то иную – бесценные сокровища музеев Ватикана. Художественные и культовые коллекции, которые собирались папами на протяжении веков, в наше пора представлены в многочисленных музеях, расположенных в пределах границ Ватикана. Прекрасные античные и ренессансные скульптуры, фрески, мозаики, собрание древних манускриптов и средневековых манускриптов, изысканные интерьеры папских дворцов – все это великолепие предстает перед глазами восхищенных посетителей, которых в конце экскурсионного маршрута ожидает встреча с натуральным шедевром эпохи Возрождения – Сикстинской капеллой.
Историческая справка
Основателем ватиканских коллекций, которые со временем оформились в комплекс различных тематических музеев, можно считать папу Юлия II, гуманиста, мецената и истинного ценителя искусств. Небольшая собрание древностей, собранная этим папой, время от времени демонстрировалась знатным гостям Ватикана. Наверняка, о собирательском азарте папы был наслышан обладатель виноградника, расположенного на одном из римских холмов, который в 1506 году наткнулся на своем участке на мраморную скульптуру и решил доставить ее в резиденцию римских понтификов. По рекомендации Микеланджело и Джулиано да Сангалло, которые пришли к выводу, что это популярная античная скульптура родосских мастеров – «Лаокоон и его сыновья», папа Юлий II приобрел находку для своей собрания. Вскоре, скульптура была выставлена во дворе Бельведерского дворца для всеобщего обозрения.
Со временем многие папы вытекали примеру Юлия II и дополняли сокровища Ватиканского дворца ценными экспонатами, но в полноценные музейные объекты все эти бесценные собрания стали превращаться только в 18 веке. При Бенедикте XIV в октябре 1757 был образован музей Christianum, христианский музей, какой занимался экспонированием предметов культуры и искусства христиан первых веков нашей эры. В 1770-х годах появились экспозиции музея Пио-Клементино, наименованного так в честь опекавших его двух пап – Климента XIV Ганганели и Пия VI. В 1854 году папа Пий IX учредил Латеранский музей, античные собрания которого в конце 20 века стали ядром экспозиций музея Лапидарио Профано. В целом за несколько столетий музейный комплекс Ватикана разросся настолько, что насчитывает свыше 50 музеев, капелл, галерей и даже отдельных горниц.
Основные музеи комплекса и их экспозиции
- Григорианский этрусский музей
Музей был основан папой Григорием XVI в феврале 1837 года. Экспозиции размещены в 22 залах и посвящены этрусским артефактам, которые были обнаружены при раскопках на территории Ватикана. Здесь представлены саркофаги и погребальные урны этрусков, доли рельефов из некрополей, изделия из терракоты, слоновой кости и стекла. Благодаря тому, что музей расположен во дворце папы Иннокентия VIII, в выставочных залах можно увидать фрески 16-18 веков.
- Ватиканская пинакотека
Художественная галерея (Пинакотека) была открыта в октябре 1932 года в дому, которое архитектор Лука Белтрами построил по заказу папы Пия XI. Современная коллекция Пинакотеки состоит из 460 полотен, которые размещены в 18 залах. Тематика всех полотен – религиозные сюжеты Старого и Нового завета. В собрания присутствуют работы художников от 12 до 19 века, и среди них представлены такие величайшие живописцы, как Джотто, Фра Анджелико, Перуджино, Рафаэль, Тициан, да Винчи, Веронезе, Караваджо.
- Григорианский египетский музей
Музей основан в 1839 году папой Григорием XVI на основе немало ранней коллекции папы Пия VII. В 9 залах музея представлены предметы искусства египетской цивилизации (III тысячелетие до н.э. – 3 век н.э.), а также находки из древней Месопотамии и Сирии.
- Этнологический миссионерский музей
Начин этому музею было положено в 1925 году, когда папа Пий XI организовал выставку, посвященную культурным и внутренним традициям разных народов. В наши дни в экспозициях музея представлено около 80 тысяч предметов, которые весьма многообразны и по своему историческому возрасту, и по территории происхождения (Африка, Азия, Океания, Австралия и др.). Например, здесь можно увидать культовые предметы индейцев доколумбовой эпохи, которые были отправлены в дар папе Иннокентию XII в 1692 году.
- Музей Пио-Клементино
Тут представлена выдающаяся коллекция греческих и римских скульптур, история которой началась с находки Лаокоона в 1506 году. Эту скульптуру, а также иные прославленные статуи (Гермес, Аполлон Бельведерский, Персей и пр.), расположили в нишах внутреннего дворика Бельведерского дворца. Кроме этого, в музее немало других скульптурных экспозиций в Зале животных, Галерее статуй, зале Ротонда, Галерее бюстов.
- Станцы Рафаэля
Четыре небольших горницы, наполненных от пола до потолка росписями юного Рафаэля. Фрески для украшения своих новых апартаментов в Апостольском дворце заказал художнику папа Юлий II в 1508 году. Убранству с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле станцы Рафаэля снискали славу шедевров эпохи Высокого Ренессанса.
- Апартаменты Борджиа
Изумительной красоты помещения, в которых проживал папа Александр VI (Родриго Борджиа) в конце 15 века, расположены на этаж ниже Станц Рафаэля. Шесть залов, любой из которых носит собственное имя, украшены фресками и сухими росписями Пинтуриккьо и его учениками. В некоторых залах сейчас демонстрируется доля коллекции Галереи современного религиозного искусства.
- Исторический музей
Открыт в 1973 году по инициативе папы Павла VI, сейчас располагается в Апостольском дворце, где занимает два покрывала. Главные экспозиции музея посвящены той исторической важности, которую имели папы в разные эпохи. Здесь можно увидать портреты всех понтификов, картографические материалы, личные вещи, геральдические символы и многое другое. Второе покрывало музея занимает довольно интересная выставка, в которой представлены самые разные средства передвижения пап, от паланкинов до украшенных карет и даже вагонов поезда. Тут же находится коллекция «папомобилей» – автомобилей 20 века, на которых передвигались папы.
- Галерея географических карт
Размещена в Апостольском дворце и примечательна тем, что 40 огромных карт занимают стены галереи на протяжении 120 метров. Идея запечатлеть таким манером владения католической церкви той эпохи и другие регионы страны (Венецию, Геную, Сардинию и пр.) родилась у папы Григория XIII в крышке 16 века. Заказ три года выполнял картограф Игнацио Данти, который живописно изобразил не только регионы, но и облики главных городов.
- Сикстинская капелла
Капеллу, перестроенную из старой Капеллы Магна при Апостольском дворце в годы правления папы Сикста IV, не зря нередко считают одним из самых значимых объектов в комплексе музеев Ватикана. Сикстинскую капеллу, как правило, посещают в самом крышке туристического тура, и после бесконечной анфилады залов и галерей, мраморных скульптур и сусальной позолоты дворцов гениальные фрески Микеланджело оставляют неизгладимое впечатление. Над росписью внутренних помещений Сикстинской капеллы, какая снаружи являет собою довольно скромное и ничем не примечательное строение, работали самые известные творцы эпохи Ренессансы: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Рафаэль. Микеланджело Буонарротти расписывал капеллу даже дважды, с перерывом в четверть столетия, и оба раза ему удалось создать бессмертные творения.
Фрески на потолке часовни Микеланджело рисовал в 1508-12 годах, и все это пора ему пришлось работать под самым сводом на специальных подвесных лесах. Центральная фреска потолка капеллы, именуемая «Сотворение Адама», является одним из самых узнаваемых изображений в вселенной. Второй раз, в 1535-41 годах, художника пригласили расписывать алтарную стену, на которой ради этого уничтожили росписи Перуджино. Масштабная (200 кв. метров) фреска «Ужасный суд» стала причиной нападок на художника, которого стали обвинять в безнравственности и непристойности из-за обилия обнаженных тел на фреске. Остается загадкой, как это творение гениального искусника уцелело до наших дней, ведь в отдельные периоды фреску то собирались уничтожить, то нанимали художников, чтобы они «задрапировали» наготу.
В наши дни Сикстинская капелла, как и немало лет назад, является местом проведения конклава кардиналов, когда наступает момент избрания нового папы. В прочие дни он принимает посетителей и паломников, которые вновь и вновь благоговейно замирают перед красотой и величием фресок Микеланджело.
Визит
- Очереди в кассу комплекса музеев Ватикана всегда очень длинные, и в них можно провести времени больше, чем продолжается сама экскурсия. Чтобы лишить себя сомнительного удовольствия простоять в шумной толпе 2-3 часа, нужно потратить 4€ (добавочно к цене билета), заранее забронировать билеты онлайн на официальном сайте Ватикана и в указанный день пройти в музеи без очередности.
- Стандартный билет для взрослого – 17€, льготный билет – 8€. Льготами пользуются дети 6-18 лет, студенты до 25 лет (необходимо владеть при себе студенческую карту), паломники. Каждое последнее воскресенье месяца вход в музеи Ватикана бесплатный, но очередность, соответственно, становится в несколько раз больше. К тому же в бесплатный день посетителей внутрь запускают только до 12:30.
- Музеи Ватикана – пункт, которое требует пристойной одежды. Грудь, плечи и ноги выше колен должны быть прикрыты, даже в весьма жаркий день. Также по всему маршруту музеев запрещено курение.
Время работы музея: понедельник-суббота – с 9 до 18; заключительнее воскресенье каждого месяца – с 9 до 14.
Адрес музея: Viale Vaticano, 00165 Рим
Т: +39 06 69884676
Полезные ссылки для туристов:
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться пора в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше побеспокоиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, аэроплан или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Кушать туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.